Несколько скромных предложений
Я, к сожалению, москвич. Поэтому меня, к сожалению, волнуют
градостроительные эксперименты, учиняемые московской мэрией.
В частности, меня весьма встревожила новость о прокладке вдоль
всего Нового Арбата преогромной деревянной лавки длиной 150 метров, рассекающей
улицу Арбат на две половины и тем самым отсекающей проход к магазинам от
остановок общественного транспорта, переходов, автостоянок и прочих желанных
вещей. Которые когда-то считались само собой разумеющимися, а теперь будут
отгорожены непроницаемым барьером.
Однако, подумав, я решил, что всё не так ужасно, как могло бы
показаться вначале.
Автор, комментировавший сообщение об этом новшестве, видит
только два способа преодоления лавки – «то ли бубкой через лавку скакать, то ли
писториусом бежать вокруг». Какой-нибудь радикал мог бы
предложить третий способ – усовершенствовать саму лавку, проделав в ней тем или
иным способом проходы. Для этого, правда, понадобятся инструменты вроде пилы,
канистр с бензином, гранатомётов и т.п. Зато сами работы можно будет оформить
как акцию современных художников. Например, можно нанять несколько скандальных зарубежных
арт-групп (например, казахских, узбекских или таджикских)^ которые устроят
великолепное мероприятие, имеющее шансы попасть на 1 – 1,5 секунды в ленты
мировых новостей. Они охотно распилят, взорвут и расстреляют лавку в нужных
местах – а может, и сожгут её вовсе, проклятую. В качестве пикантной
оппозиционной нотки можно было бы позвать Толоконникову из «Пусси Риот»; Это
даст возможность нашей мэрии показать себя покровителями современного
искусства, а москвичам – нормально передвигаться по Новому Арбату.
Однако у этого плана есть один минус: уничтожение чего бы то
ни было в центре Москвы может быть воспринято москвичами как интересная идея. Им может прийти в голову, что барьеры можно рушить. В преддверии
судьбоносных выборов, накануне грандиозных испытаний, которые ждут Родину,
подобные мысли не могут и не должны быть терпимы. И я, как лояльный
гражданин Российской Федерации, первый откажусь от таких планов – и вот,
видите, отказываюсь.
Но справедливо и другое: критикуя – предлагай. И я намерен предложить
другое, конструктивное решение этой проблемы.
Примем за аксиому, что 150-метровая лавка должна оставаться
цельной, неприкосновенной и к тому же запретной для перепрыгивания (для чего
недурно было бы разместить над ней спирали Бруно под током и комплект телекамер
– я уверен, к этому в конце концов и придут). Примем также,
что обход лавки по периметру – допустимое, но скверное решение. И,
поставив себе такие ограничения, постараемся найти выход.
Вот что у нас получилось.
ВАРИАНТ 1.
Под лавкой следует проложить 15 подземных переходов (через
каждые 10 метров), которые и свяжут две разделённые части улицы.
Переходы должны быть сделаны в мини-стиле: неширокий (но чтобы
два человека могли разминуться) спуск, собственно переход, выход на другой
стороне. Желательно делать переходы односторонними, во
избежание заторов. Несколько переходов нужно будет снабдить рельсами для людей
с ограниченными физическими возможностями. В целом ансамбль переходов
дополнит и украсит улицу.
Разумеется, мы должны подумать и о расходах на прокладку и
поддержание этих строений. Однако есть известные способы «отбить», как
выражаются бизнесмены, хотя бы часть затраченных средств.
Во-первых, переходы нужно сделать платными – примерно как в
метро. В начале и конце улицы должны стоять автоматы,
торгующие билетами. Предусмотрительно было бы ввести зонирование – переходы
вблизи краёв лавки (там, где несложно её и обойти) можно сделать ценой, скажем,
в 10 рублей, зато в центре улица цену можно поднять до 50 и выше. Это вполне справедливо:
за удобства надо платить, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Кроме того,
дорогие магазины будут дарить эти билетики покупателям – в случае достаточно
дорогой покупке, конечно. Так что дама, посетившая арбатский ювелирный салон,
вместе с бриллиантовой брошью получит и изящно оформленный билет на проход под
лавкой – прямо к автостоянке или к переходу на другую сторону, где её уже будет
дожидаться шофёр… Кроме того, часть расходов будет справедливо возложить на
сами магазины: в конце концов, переходы делаются для того, чтобы люди могли их
посещать, не так ли? Опять же, за такую услугу надо платить. Справедливое
распределение расходов между частными лицами и городскими властями – источник
социальной гармонии… Наконец, в переходах можно размещать рекламу и
устанавливать микроторговые точки – для продажи газировки, мороженого,
кожгалантереи, запонок, часов и многого другого. Это, правда, может замедлить
движение по переходам. Но опять же, некоторые незначительные неудобства
для частных лиц с лихвой возместятся пользой для общества в целом.
Особенно перспективно было бы разрешение торговать в этих
переходах алкоголем после 11 часов вечера. Это резко повысило бы общую
капитализацию Нового Арбата.
ВАРИАНТ 2.
В случае непреодолимых трудностей с устройством переходов под
лавкой стоит подумать об устройстве, переносящего граждан над лавкой.
Оптимальными были бы устройства фуникулёрного типа с
сиденьями, подвешенными под рельсом. Стартовой точкой должно
быть окно магазина на уровне второго этажа, финишной – специальная приёмная
тумба на тротуаре. Сиденья должны быть оборудованы крюками для пакетов с
покупками. Пока непонятно, использовать ли одинарные или сдвоенные
сиденья – здесь требуются дополнительные расчёты, касающиеся плотности
пассажиропотока в пиковые часы.
Необходимо будет 10-12 фуникулёров. Стоимость поездки стоит
положить где-то в районе 200-300 рублей – поскольку фуникулёр, в отличие от
подземного перехода, ещё и прекрасный туристический аттракцион.
К недостаткам данного плана стоит отнести проблемы с
безопасностью: время от времени фуникулёры будут ломаться, а их пассажиры –
падать. Это, однако, не должно нас смущать. Напротив, это
открывает перспективу устилания арбатской пешеходной зоны мягкой резиново-пластиковой
плиткой, которая снизит травматизм и заодно подарит пешеходам незабываемые
ощущения, сравнимые разве что с морской качкой. Это придаст Новому
Арбату особый шарм, и к тому же превратит ежегодную перекладку плитки из
непонятного ритуала в очевидную и насущную необходимость (очевидно, мягкая
плитка будет приходить в негодность уже весной).
ВАРИАНТ 3.
Как мы уже договорились, целостность 150-метровой лавки не
может быть нарушена. Однако нет ничего принципиально
невозможного в том, чтобы вся лавка время от времени уходила под землю,
предоставляя проход. Образующуюся щель должна автоматически прикрывать
двустворчатая крышка.
Скорее всего, лавка должна «утопать» в тротуаре каждые 20
минут в течении 10 секунд. Этого достаточно, чтобы перебраться
на другую сторону. К тому же в таком варианте лавка, наконец, обретёт смысл:
ожидающие открытия барьера люди сядут ждать этого момента на ту же самую лавку.
Тем самым собянинское изделие приобретёт то, что, казалось бы, ему не
присуще в принципе – смысл и пользу.
К недостаткам данного плана следует отнести проблемы со снегом
и льдом, которые могут помешать работе подъёмного механизма. Эта проблема
устраняется временным 150-метровым тентом над лавкой, который, впрочем, уместен
во всех вариантах (хотя бы потому, что он представляет собой отличную рекламную
площадку).
ВАРИАНТ 4 (самый гуманный).
Переименовать часть Новорижского шоссе (где-нибудь в районе
Волоколамки или Матрёнино) в Новый Новый Арбат. Лавку установить на шоссе в
качестве разделителя между полосами.
ВАРИАНТ 5.
Последовательно попробовать варианты 1-3 с промежутком в 2-3
года. Когда москвичи окончательно озвереют, совершить национальную революцию,
сделать всё что нужно (вы знаете, что) и покончить со всем этим навсегда.
Лавку – вместе со статуей Дзержинского, гробами из Кремлёвской
стены, обломками экспоцентров, статуями Церетели и т.п. артефактами – передать
в Музей Оккупации (сейчас «Ельцинский центр»).
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.