Нет ВСМ – нет развития
Оценивая заявление главы Минэкономразвития России Максима Орешкина о том, что федеральное правительство найдет деньги на поддержку проекта строительства высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород, надо начать с уточнения понятия «высокоскоростная магистраль».
ВСМ – это тот железнодорожный транспорт, который способен перемещаться со скоростью свыше двухсот километров в час. Нормальная скорость для такой магистрали – 250-350 километров в час.
Если современные высокоскоростные поезда идут по старым модернизированным путям, скорость двести километров в час будет предельной, двигаться быстрей будет небезопасно. Нет смысла и эксплуатировать старые поезда на новой линии с высоким потенциалом – в этом случае также не удастся развивать хорошую скорость.
Нужен и новый путь, и новые поезда, это позволяет перевозить пассажиров на скорости 500-550 километров в час. Можно совершенно точно сказать, что в России сегодня нет ни одной магистрали такого типа.
«Сапсаны», которые сегодня через Москву идут из Питера в Нижний, используют модернизированный путь. Самая большая скорость, которую они развивают, это не выше 250 километров, и то лишь на некоторых отрезках Октябрьской железной дороги; средняя скорость движения поездов – 200 километров в час.
Поэтому Россия очень далеко отстает в этом отношении от передовых стран. Если мы посмотрим на развитие высокоскоростных магистралей в мире, то увидим, что их имеют, во-первых, все страны с высокоразвитой экономикой – без исключения. Разного объема, разного качества, разной длины – но ВСМ обязательно присутствуют, это обязательное условие для развития бизнеса, для развития экономики.
Скорость принятия решений сегодня это одно из основных конкурентных преимуществ. Справедливо и обратное утверждение – где нет высокоскоростных магистралей, нет и активного развития экономики.
Самый наглядный пример – Китай. Здесь расположены самые протяженные и развитые высокоскоростные магистрали в мире, и это, по сути, первая экономика мира.
В основе «японского экономического чуда» одной из важнейших составляющих были высокоскоростные магистрали. Япония первой в мире пустила в коммерческую эксплуатацию ВСМ еще в 1964 году.
На сегодняшний день общая протяженность высокоскоростных магистралей в мире составляет 44 тысячи километров.
Самое обидное, что бросается в глаза при знакомстве с этими данными – в Узбекистане в 2016 году реализован проект ВСМ Самарканд – Бухара – Карши, это 740 километров. В Марокко в 2017 году запущена высокоскоростная магистраль – 186 километров с эксплуатационной скоростью 320 километров в час.
А мы до сих пор спорим, надо нам строить ВСМ или не надо, дорого это или дешево, много ли это нам даст.
Высокоскоростная магистраль даст возможность нормально экономически развиваться. Для России для экономических связей между регионами высокоскоростные магистрали необходимы. Европа сегодня пронизана высокоскоростными магистралями не только национального порядка – они уже объединяются в единую европейскую сеть.
Для России это тем более важно. И эти магистрали мы должны были строить уже вчера. А мы БАМ строили сорок лет – тянули однопутевую ниточку. Сегодня у нас пассажирские и грузовые поезда ходят со скоростью в два раза меньшей, чем в годы Великой Отечественной войны.
Что касается Нижегородской области, то планируемая магистраль привяжет ее к наиболее экономически развитым регионам России. А таковыми сегодня можно считать Москву, Питер и Казань. Нижний все более утрачивает позицию третьего города в России, опускаясь по многим показателям на пятую, седьмую и еще более низкие позиции. И без крепкой связи с лидерами экономического развития исправить эту ситуацию у нас не получится. Поэтому высокоскоростная магистраль нам нужна обязательно.
А дальше ВСМ должна идти в Сибирь, к следующим крупным центрам – Екатеринбург, Новосибирск, которые также играют значительную роль в развитии России.
И последнее. Китай сегодня смотрит на нашу страну не только как на большую территорию, но и как на возможность связать Пекин с Берлином и Парижем единой железнодорожной веткой, высокоскоростной магистралью, чтобы проводить не двенадцать дней в пути, а два. Вот что подразумевает Китай, когда говорит о Едином Шелковом пути.
И если мы еще год или два будем решать, строить или не строить ВСМ, строить до Владимира или до Казани, здесь или здесь, – мы просто безвозвратно отстанем.
Чем еще выгодна высокоскоростная магистраль? Да, есть автобаны, есть скоростные автомобили – но они сжигают топливо, загрязняют окружающую среду, выбрасывают СО в атмосферу. А железнодорожный транспорт работает на электричестве, которое вырабатывается на гидроэлектростанциях, использующих возобновляемый ресурс.
Мы должны связать высокоскоростными магистралями всю Россию, чтобы от Владивостока до Москвы добираться не за неделю на поезде, и не на самолете за бешеные деньги, а за два дня с помощью ВСМ.