Нижний Новгород: МСУ отменяется
На последнем заседании Заксобрания
Нижегородской области парламентарии сделали властям Нижнего Новгорода
«новогодний подарок», отняв остатки полномочий в градостроительной сфере.
Несмотря на первостепенную важность данного вопроса, публично
он на заседаниях городской думы не обсуждался, да и городское руководство не
поделилось с горожанами своим мнением: в информационное поле не просочилось ни
одного комментария, гробовое молчание. По сути дела, у городских властей отняли
основное право – определение стратегии развития города. Но ведь это как минимум
понижение веса, роли, статуса руководства города, исполнительной ветви,
представительного органа (и это происходит в предвыборный период!).
Соответственно, происходит повышение роли и влияния регионального парламента и
правительства, которые теперь за муниципалитет будут решать, как развивать
город.
Нечто подобное уже было, когда 9 лет назад (вскоре после того
как область возглавил Валерий Шанцев) региональным законом от 13.12.2005г. №192-з «О регулировании земельных отношений в
Нижегородской области» у Нижнего Новгорода отняли право распоряжения землей
т.н. «не разграниченной собственности». Город потерял право распоряжения
достаточно большими земельными участками, однако градостроительная сфера всегда
оставалась в компетенции городских властей.
С 01.01.2015г., в связи с принятием
нового
закона о перераспределении полномочий, «большой муниципалитет» лишен данных
прав.
Городские власти больше не будут готовить и утверждать:
— генплан и вносить в него изменения,
— правила землепользования и застройки,
— документацию по планировке территории (проекты планировки
территорий, проекты межевания территорий, градостроительные планы земельных
участков).
Также администрация города больше не уполномочена выдавать:
— разрешения на строительство,
— на ввод объекта в эксплуатацию,
— разрешения на условно разрешенный вид использования
участка.
Лишили мэрию и возможности:
— принимать решения о развитии застроенных территорий,
— проводить аукционы на право заключения договоров о развитии
застроенной территории (в том числе определять цену права на заключение
договора о РЗТ),
— принимать решения об изменении вида разрешенного
использования земельного участка,
— готовить и утверждать схему расположения земельного участка
на кадастровом плане,
— переводить земли из одной категории в другую.
Также новым законом за областными властями закреплено право «распоряжаться
земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
независимо от целей использования земельных участков».
Собственно, областной закон от 13.12.2005г.
№192-З "О регулировании земельных отношений", отнял только у Нижнего
Новгорода право распоряжаться неразграниченной
землей. У остальных муниципальных образований это право оставалось до 01.01.15.
Новый закон лишь уравнял другие муниципалитеты с Нижним Новгородом, лишив все
муниципальные образования прав на распоряжение неразграниченной
землей. Но на «священную корову» – право распоряжения муниципальной землей –
никто не посягал.
Как указали разработчики в пояснительной
записке, они преследовали благие цели, поскольку «принятие законопроекта
будет способствовать повышению эффективности распоряжения земельными ресурсами,
а также осуществления органами государственной власти области полномочий по контролю за соблюдением
органами местного самоуправления законодательства о градостроительной
деятельности».
Конечно, не все было прозрачно и понятно в деятельности
городского департамента градостроительного развития, у горожан было много
вопросов и справедливых нареканий, особенно
по «благотворительным аукционам» о развитии застроенных территорий. Но это
не является основанием по отъему у города всех градостроительных полномочий.
Тем более что и федеральный законодатель на этом не
настаивал. В законе от 27 мая 2014 года №136-ФЗ «О внесении
изменений в статью 26.3 федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ" и федеральный закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" указано, что «законами
субъекта РФ может осуществляться перераспределение полномочий между органами
местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ».
Да и в самой пояснительной записке авторы отмечают, что
региональный законопроект разработан на основании федеральных законов, согласно
которым «полномочия могут быть перераспределены между органами местного
самоуправления и органами государственной власти Нижегородской области».
Ключевое слово – «могут быть». Т.е. это не жесткая
императивная норма, обязывающая субъект отобрать у муниципалитета полномочия во что бы то ни стало, а мягкая диспозитивная
норма, которая всего лишь предлагает это как один из вариантов.
Интересно, что за полгода действия
федерального закона, всего в пяти субъектах федерации (если верить авторам
регионального законопроекта) пошли по пути отъема полномочий: в Московской,
Ленинградской, Новгородской областях, в Ненецком автономном округе и Забайкальском
крае. Т.е. по стране данный процесс перераспределения полномочий не
носит массового характера.
Если федеральный закон не обязывал субъекты «перераспределять
полномочия», то напрашивается вопрос: а не поторопился ли региональный
законодатель, не посоветовавшись с жителями города, грубо и безапелляционно
отобрать у муниципалитета остатки полномочий?
Городу оставили лишь право проводить публичные слушания. Но
они, особенно в последнее время, превратились в пустое сотрясение воздуха.
Для градозащитного движения этот
закон будет иметь достаточно серьезные последствия.
Во-первых, уничтожена система сдержек и противовесов между
органами местного самоуправления и областным правительством. Городские власти
все-таки пытались (хоть и не всегда удачно) противостоять интересам
застройщиков, поддерживаемых областным правительством.
В-вторых, обрываются годами наработанные взаимоотношения с
городскими службами. Плохо ли, хорошо ли, но определенные контакты были
налажены и, самое главное, — было понимание взаимодействия градозащитного
движения с городскими депутатами, со структурами городских департаментов в
соответствии с их полномочиями.
Это хорошо видно на примере защиты сквера на пл.Горького. Депутатский корпус не прогнулся под решениями инвестсовета 2009-2012 г.г., которые в жесткой императивной
форме «рекомендовали» принять соответствующие документы для «узаконивания»
строительства подземного ТЦ. Более того, депутаты поддержали действия градозащитников по смене зонирования генерального плана для
создания в сквере рекреационной зоны, где запрещено любое строительство.
Последнее решение депутатов по внесению изменений в генплан было именно о переводе зоны застройки (ОИ) в зону
скверов (Р-3с) на площади Горького.
Кроме того, депутаты долго сопротивлялись смене зонирования
территории стадиона на ул.Глеба Успенского, идущей под
застройку. Но на последней думе все-таки сдали позиции, порекомендовав при
утверждении ППМ предусмотреть место для спортивной площадки.
Таких примеров много. Но суть в том, что если город (горожан,
депутатов, администрацию) не устраивало то или иное решение, идущее от
областного правительства и инвестсовета, то можно
было и отказать, или, по крайней мере, попытаться это сделать. Теперь все решения
будут приниматься на региональном уровне. Будут ли областные парламентарии
внимательно рассматривать каждое изменение функционального зонирования
генплана, как это делали городские депутаты – это вопрос. Еще больший вопрос
вызывают комментарии представителей облправительства
о том, что работа с генпланом города будет проводиться в структурах
исполнительной власти. Если это действительно так, то о том, что происходит в
тиши чиновничьих кабинетов, мы будем узнавать только по факту – обнаружив
спиленные деревья и синий забор, например в сквере на пл.Горького,
в парке Пушкина, в Александровском саду.
Вызывает определенную озабоченность сам факт того, что при
принятии закона о лишении органа местного самоуправления полномочий, не
спросили мнения жителей города. Хотя в самом главном городском документе – в
Уставе г.Н.Новгорода до сих пор градостроительные
вопросы присутствуют. Пункт 26
статьи 8 «вопросы местного значения», к которым относятся:
«утверждение генерального плана города, правил землепользования и
застройки, утверждение документации по планировке территории, выдача разрешений
на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию» — еще никто не
отменял. Не сотрут же его ластиком?
Ведь чтобы внести изменения в Устав по исключению данных
норм, нужно проводить публичные слушания, т.е. спросить, ради приличия, мнение
горожан. В то же время, Устав позволяет не выносить на слушания изменения,
которые вносятся (п.3 ст.20)
«исключительно в целях приведения вопросов местного значения и полномочий по их
решению в соответствие с федеральными законами». Однако именно здесь и есть
тонкое место в планах областной власти, поскольку федеральный закон вопросы
местного значения не изменял. Поэтому осталось дождаться публичных слушаний,
где у нижегородцев появится гипотетическая возможность повлиять на принятые
решения.