





«Новые русские» православные
К ситуации сложившейся
в современном русском православии, я уже обращался в статье «Духовное
возрождение: итоги». Теперь посмотрим с другой стороны. Кто же,
так сказать, пришёл в православие в нулевые и десятые.
Обратимся к уже
приводившимся мною фактам. О состоянии религиозной грамотности и
духовном уровне современных православных.
Руководители Левада —
центра привели ряд характеристик российского большинства, которое
считает себя православным. В числе «сильнейших парадоксов»
исследователь называет, во-первых, то, что только 2/3 (55%) из
православных (здесь и далее указывается доля в процентах именно от
этих 70-72% россиян — ред.) верят в Бога. Последние замеры
показывают, что 34% из них (из 55%) не сомневаются в существовании
Бога, а 21% – верят, но сомневаются. Эта пропорция сохраняется
в таком виде последние 8-10 лет. По данным соцопросов, регулярно в
богослужении участвует менее 10% православных, более половины бывают
в храмах лишь дважды в год – на Рождество и Пасху. Большая
часть православных не молятся, не знают основных христианских молитв,
а из таинств или обрядов Церкви для них являются значимыми только
крещение и отпевание. Менее 1/3 православных родителей говорят с
детьми на религиозные темы. Как добавил Б. Дубин, не причащаются 62%
из этого большинства. Из 13 стран в России самая низкая доля верующих
и при этом бывающих в храме более одного раза в год – 20%,
тогда как в США этот показатель 57%, в Италии – 61%, в Польше –
78%. Отвечая на вопрос об общем снижении внимания к религии в мире,
Л. Гудков сказал, что исключение составляют Польша, Испания и
Словакия, а наиболее религиозной страной остается США.
Согласно данным
«Левада-центра», в 1991г. 27% православных
свидетельствовали о вере в жизнь за гробом, в 2008 г. их число
снизилось до 17%.
В существование рая
верят 41%, ада – 48% православных, столько же верят в
религиозные чудеса.
93% из православных
россиян никогда не участвовали в приходской жизни.
Демонстрация
принадлежности к православию никак не связана с повседневной жизнью,
не побуждает к реальному изменению поведения, отношения к другим
людям (менее 6% опрошенных за месяц совершили тот или иной акт
благотворительности)». Напротив, доминантами сознания
большинства россиян являются «вера в деньги».
Что же произошло?
В 1970-х – 1990-х
годах (особенно на последнем этапе) в православие пришло немало
людей. Особенно нужно отметить представителей интеллигенции. Людей
ищущих, интеллектуально развитых. С русско-советской склонностью
уделять большое внимание верованиям и убеждениям.
Многие из них стали
«профессиональными» православными интеллектуалами и
общественными деятелями. Многие приняли священнический сан. И
добились на пастырской ниве известности. Взять хотя бы диакона –
профессора о. Андрея Кураева. А кто-то был и остаётся просто добрым
прихожанином.
Что привело этих людей
к вере? У каждого по-разному. Но очень и очень многие хотели обрести
другой мир. В корне отличный и от коммунистического общества, и от
вакханалии псевдорынка. Мир чистых и нравственных людей, на которых
можно положиться и в радости, и горе. Людей похожих на первых
христиан и прославленных древних святых.
Такие люди ради веры
были готовы на многое. По крайней мере, в определённый период своей
жизни. Они интересовались многими важными вопросами, активно читали.
И кое-кому это даже
удалось!
Но очень и очень многие
остались жестоко разочарованными. Внутри приходов, среди и мирян, и
клириков многое оказалось лишь парадными вывесками.
А в реальности всё
оказалось таким же, как и в школах, вузах, воинских частях, фирмах и
пр.. Тоже себялюбие, отсутствие взаимоподдержки, рвачество и произвол
вышестоящих.
Это разочаровало отнюдь
не только интеллигентов, а многих мыслящих и независимых людей,
пришедших из самых разных сфер общества. Просто интеллигенты
оказались, пожалуй, более чувствительными. Фальшь, отвратившая их от
официального советско-постсоветского общества, отвратила их и от
церкви.
Церковь покинули и те,
кто просто в определённом возрасте интересовался всяческими
«духовностями». А с возрастом «занялись делом».
Таких среди продвинутой молодёжи конца 20 века тоже было немало.
РПЦ всё более укрепляло
курс на «врастание» в современность. На непротиворечие и
«непротивление» миру сему. И особенно официальным
властям.
И это приносит свои
плоды. Церковь финансируют, хвалят в официальных СМИ, в учебных
заведениях разного уровня. Это сформировало «общенормальный»
тренд. Что православие это, в общем, хорошо. И иметь к нему
определённое отношение правильно.
Это привело в церковь
новых прихожан. Людей зачастую молодых и не слишком образованных.
Склонных к конформизму и не склонных задумываться. О чём-либо вообще.
Это не модно.
В целом это совершенно
светские люди. Чаще всего — женщины. И православие занимает в их
жизни некое определённое, достаточно скромное место. Ходят в храмы по
праздникам, крестят детей, венчаются. Бывает, причащаются и
исповедуются. Заказывают требы. Иногда советуются со священниками по
отдельным частным вопросам. При этом православием как системой не
интересуются.
Эти люди –
потребители. И они потребляют православие, так же как суши роллы и
гаджеты.
Очень многим
священникам с такими прихожанами удобнее всего. Особенно тем, кто
хочет преуспеть в «этом мире». Никаких претензий к
чему-либо у них часто нет. Ни к личным качествам священника, ни к
специфике общецерковной жизни, догматам. Интересует ли покупателя
нравственность продавца? Идеология магазина?
Никаких неудобных
вопросов, попыток на что-то влиять, с чем-то спорить.
Только вот если
официально объявят, что православие теперь «не айс»,
будут ли они появляться в храме? Даже если особо страшных гонений и
не будет.
Скажут им, что
«нормальный чувак» должен быть ваххабитом – станут
ваххабитами. Такими же, какими были православными.
Конечно, среди «новых
православных» есть и гораздо более достойные типажи. Например,
некоторые дети, выросшие в православных семьях. В серьёз и без натуги
воцерковлённые. Порой владеющие навыками православной самоорганизации
и общинности.
Но таких сравнительно
немного.
В целом церковь
«проиграла» переломный момент XX – XXI. Она
предпочла признание мира жестокой борьбе с ним. С его нормами,
псевдоидеалами, представлениями о «нормальном». И этим
изменила коренной сути христианства. За это она получила неплохое
финансирование и официальное признание. Что грозит РПЦ в будущем
полным или почти полным уничтожением. И уничтожением русского народа.
Оригинал этого
материала опубликован на ленте АПН.

