16+
Аналитика
02.11.2018
Панов пытается встроить теоретические позиции в практическую работу администрации.
31.10.2018
Какая группировка протолкнула Бэлу Рубинштейн на пост пресс-секретаря мэра?
02.11.2018
Чтобы начать войну групп, продюсеров, концертных площадок, хватит пяти «инициативных граждан».
02.11.2018
Умение участвовать в федеральных программах – отдельная компетенция.
01.11.2018
Запрет концертов – проявление тренда на рост числа неэффективных ограничений.
01.11.2018
Прежняя система кадров в мэрии Нижнего Новгорода перестала работать.
31.10.2018
Политическая поддержка у авиазавода теперь будет намного сильнее.
30.10.2018
Надо просчитать реакцию населения, чьи расходы вырастут на фоне снижения доходов
30.10.2018
Рост зарплат, если он есть, нейтрализуется повышением цен.
30.10.2018
Противоречивая статистика Нижегородстата говорит о существовании разнонаправленных процессов.
29.10.2018
Удачные эксперименты с раздельным сбором мусора проводились при сохранении прежних тарифов.
30 Октября 2018
108 просмотров

Нужна новая стратегия развития образования

Нужна новая стратегия развития образования
Елена Платонова

В сфере образования с 1990-го года происходят такие вещи, которые сравнимы с последствиями иностранных завоеваний. Всем известно, что образование в СССР считалось лучшим в мире. Когда мы первыми выпустили в космос спутник и первого человека, американский президент Джон Кеннеди заявил «Наше образование проиграло советскому». Я здесь с ним полностью согласен.

Но в 90-е годы новая Россия разрушила советское образование путем попытки присоединиться к так называемому «болонскому процессу», начались все наши проблемы.

Наши школьники перестали получать нормальные знания. Учебники по истории, по обществознанию, по основным гуманитарным предметам создавались на деньги Сороса. Естественно, российская история в них выглядела не самым лучшим образом. Идеология была отменена.

В результате сегодня выпускники 90-х, как и сегодняшние выпускники, очень плохо знают, что такое Россия и ее история.

Сегодня пришло понимание, что такая тенденция не является плодотворной для развития нашей страны, нашей экономики, нашей истории, нашей культуры и так далее. И вот на этом фоне возник вопрос «что делать?».

Вернуть то, что было раньше, уже невозможно – изменилась вся ситуация, в которой мы живем, появились новые формы коммуникации, новые средства связи, новые источники информации, которые ни государство, ни учитель, ни родители не могут контролировать. Дети, школьники легко эту информацию используют, а она, в свою очередь, оказывает на них влияние.

Как вернуть возможности нашего образования в русло стоящих перед страной задач? Нам нужно, чтобы наши школьники умели анализировать, критически относиться к доступным им, в первую очередь, через интернет, знаниям. Нам нужно, чтобы учителя, наконец, осознали, что они перестали быть основным источником знаний. Причем, произошло это еще в 60-е годы.

Мое поколение (а мне скоро семьдесят) обучали педагоги, которые учили нас думать, анализировать, делать самостоятельные выводы. В этом была прелесть советского образования. Сегодня время ставит перед учителями те же задачи – научить думать, находить информацию, выбирать ту, которая действительно нужна.

И то, что происходит с нашим образованием на уровне города и области, действительно представляет проблему.

Мне кажется, что Ирина Тарасова, возглавлявшая департамент образования Нижнего Новгорода с 2002 года, всячески пыталась спасти в Нижнем Новгороде остатки советского образования. У нас есть лицеи, есть школы, которые могут служить образцом современного образования, и таких примеров немало. Так, «Учителем года – 2018» стал именно нижегородский педагог. Это вообще редчайший случай, когда такую награду получает учитель физкультуры, и приятно, что им оказался именно представитель Нижнего Новгорода.

У нас очень хорошая педагогическая школа. Я сам когда-то заканчивал факультет истории и английского языка нашего пединститута. И могу сказать, что с нашего факультета вышло немало людей, которые сегодня прекрасно представляют нашу страну, нашу культуру и наше образование.

Очень символично, что новым руководителем департамента образования стала молодая женщина 1974 года рождения, Елена Платонова. Она имеет 23 года стажа – и это в 44 года. У нее очень хороший опыт.

Нижегородское образование в общероссийском рейтинге находится на 22-23 строчке. Мы не самые первые, но и далеко не последние. Поэтому я бы не сказал, что смена главы департамента связана с большими проблемами.

Думаю, главной причиной здесь стала проведенная в июле встреча представителей Высшей школы экономики и мэром города Владимиром Пановым. Там была представлена концепция ВШЭ о формировании новой системы образования, обучения школьников в условиях новой реальности.

Прежде всего, речь шла о том, что учителя должны владеть той системой информационных технологий, которая сегодня есть – это и новые гаджеты, и возможности социальных сетей, очно-заочных систем коммуникации и так далее. Необходимо, чтобы учителя и школьники говорили об этой реальности на одном языке.

Высшая школа экономики обратила внимание на то, что сегодня школа и учитель не являются основным источником информации. Учитель может ошибиться, чего-то не увидеть. Поэтому быть безусловным единственным авторитетом для школьников он не может. Но он может быть для них помощником в нахождении путей получения новой информации, анализа и отбора этой информации и выбора предпочтительной.

Проректор ВШЭ Лев Любимов выступил с проектом создания университетско-школьного кластера, где Высшая школа экономики выступает партнером средних образовательных школ в плане подготовки учителей, помощи в методической и методологической работе, а также в методике работы с учениками по новым технологиям.

По сути дела, эта партнерская работа имеет целью отобрать лучших учеников для дальнейшего обучения их в Высшей школе экономики. Такая форма работа вузов со школами давно известна, но ВШЭ представила ее в виде нового проекта, который поддержал глава города Владимир Панов, поручивший на основе этого проекта создать стратегию развития образования. Этой работой и предстоит заниматься новому руководителю департамента – молодому, квалифицированному, восприимчивому к новому и хорошо понимающему специфику сегодняшней ситуации. 

По теме
29.10.2018
Проблема с многократным повышением тарифов на вывоз мусора в Нижегородской области не только «мусорная».

26.10.2018
Повышение нагрузки на бюджеты физических лиц в 2018 году и последующие периоды произошло более чем достаточное. 

26.10.2018
Нижегородстат зафиксировал рост розничных продаж. Но общая ситуация большого энтузиазма не вызывает.

26.10.2018
Правление клуба должно затребовать у руководства «Торпедо» аргументацию трат на разрывы контрактов.