О братьях меньших
Муниципальная власть всегда ходила
у власти государственной – федеральной и областной – в братьях меньших. Оно и
понятно, раз муниципалы формально отделены от государства, значит,
и обделены. Хотя, по жизни, именно по муниципальной, самой близкой к
народу власти, этот самый народ судит и о власти и о государстве в целом.
В новейшей областной истории самый
высокий статус у муниципалов был при губернаторе Иване Склярове. Глава района,
как правило, был и главой администрации и председателем Земского собрания –
единолично отвечал за все на своей
территории, имел налоговый ресурс. А в областной иерархии приравнивался к
заместителю губернатора.
С принятием 131-го закона все
рухнуло. Хотели угодить Европе, подписав Хартию об МСУ, а получилось, как
всегда. Полномочий муниципалам навалили выше крыши, а о денежках на их
реализацию, как водится, «забыли».
Сегодняшняя политическая ситуация в
стране снова выводит муниципалов на передовую. Именно на них ложатся все
нехорошие дела власти государственной: подтасовки на выборах, повышение
тарифов, снижение социальных расходов. Именно на них делают свои показатели
правоохранительные органы. На любого главу администрации можно завести дело,
так как без нарушения закона выполнять свои функции ему практически невозможно.
Именно на муниципалах
государственная власть проводит свои бесчеловечные политические опыты. Сначала
делает администрации в каждой деревне, по 4 органа власти в каждом райцентре,
потом начинает все это укрупнять. Глав администраций – то выбирать, то
назначать. Сегодня сюда еще примешали партийную составляющую с муниципальным
фильтром для будущих губернаторов. Создали для и так забитых муниципалов
институт надсмотрщиков в лице министерств внутренней политики. 131-й закон
оказался практически неисполнимым из-за постоянного множества поправок и
толкований.
Но ведь все равно надо из этой
нехорошей субстанции как-то выбираться, иначе добром все это не кончится.
Возьмем ситуацию в нашей губернии.
Здесь невооруженным глазом видим серьезное противоречие. Губернатор – серьезный,
крепкий мужик, способный успешно решать глобальные задачи, а в местном
самоуправлении порядка не наблюдается. Периодически вспыхивают бунты
муниципальной власти: Краснооктябрьский, Сосновский, Кстовский , Балахнинский
районы, Дзержинск… – список можно продолжить.
Конечно, губернатору можно развести
руками — формально он за местную власть
не отвечает. Но в Администрации президента такие разводы вряд ли пройдут.
Созданный на базе министерства
внутренней политики отряд опричников по отношению к непокорным использует
негодные методы тушения торфяных пожаров. Приедут, брызнут из брандспойта
сверху – и обратно в Нижний. А пожар продолжает тлеть, разрастаться изнутри.
Чтобы погасить его, торфяники надо долго и кропотливо проливать. Наши опричники
профессионально на это неспособны.
Часто используемая технология кнута
и пряника тоже ощутимого эффекта не дает. Проголосовали за жириновцев, за
коммунистов, раздрай у вас во власти – денег на благоустройство не получите.
Такие методы, кроме как усиления ненависти к власти всех уровней, ничего не
дают. А то и наоборот, обиженного, гонимого главу народ еще и пожалеет.
Технология доброго барина,
приехавшего, например, в Работки и лично наведшего там порядок, более
эффективна, но финансово затратна для областного бюджета и не устраняет источники проблем.
Как разрубить этот гордиев узел
проблем? Лично я считаю, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, с
опорой на свое профессиональное сообщество, местное гражданское общество и
только в-третьих, на реальную помощь Губернатора и областных государственных
структур.
Губернатор же, на мой взгляд,
делает акцент на опричниках. Мигунов, конечно, на голову выше Шурова в работе с
МСУ. Но он, в первую очередь, должен переформатировать опричников в первых помощников местных глав.
И без перетрахивания аппарата в плане профессионализма, по выражению батьки
Лукашенко, здесь не обойтись.
Но основную заботу по выводу
местной власти из кризиса должен взять на себя Совет муниципальных образований
Нижегородской области. 131- закон дает ему для этого все права. Советом
руководит глава Павловского района Виктор Куренков. Сегодня он — член Президиума Совета по МСУ при Президенте
Российской Федерации. Статус – куда выше того же министра внутренней политики.
Так что совету и флаг в руки. Хватит перекладывать бумажки — надо идти в народ, садиться за стол
переговоров с местными элитами, приходить к общему согласию, как раньше в
сельской общине, сообща определять местных вожаков, независимо от партийной
принадлежности способных вести район вперед в современных непростых
условиях. И совет, и местные элиты в
итоге должны головой отвечать за своих совместно одобренных кандидатов. Одна же
из главных задач Мигунова — всемерно
помогать Совету в этом деле.
Ну а губернатору необходимо просто быть последовательным в
своих словах и делах. Ну, например, он высказался против самовыдвиженцев на
выборах губернаторов. Здесь есть логика – в партиях дисциплины и
ответственности побольше. Но в то же время в районах тихой сапой идет изменение
в уставах – делают число депутатов
меньше 20, чтобы не выбирать их половину по партийным спискам. Этот мелкий
мухлеж у народа ничего кроме насмешек и брезгливости не вызывает. Реальным
местным вожакам при любом раскладе некого бояться. Кого бояться сегодня
Шанцеву, пойди он сегодня на всенародные выборы? Ему, наоборот, нужны сильные
поединщики. Победа над заведомым слабачком ни на местном, ни на областном
уровне авторитета не прибавляет.
Тот, кто сладил с маленького,
обидел слабого, никогда у нашего народа уважением не пользовался. Да и себя
надо тоже маленько уважать – ведь в районе, как в большой деревне – все на
виду.