О памяти и просвещении
Игорь Чурдалев, писатель,
журналист:
Любое начинание, как-то коррелирующее
с тем, что мы называем «историческая память» – это начинание хорошее, поскольку
разобщенность людей, их апатия тем сильней, чем слабей культурные механизмы,
связывающие людей. А культурными механизмами такими мы в первую очередь
называем культуру и историческую память.
Мы с ужасом видим разрушение языка,
его обеднение, его обыдление, а ведь язык – это, собственно, и есть орудие
мышления, мыслить без него невозможно. Язык беден – мозг беден: думать нечем.
Прав Тютчев, конечно, «мысль изреченная есть ложь», но я бы дополнил – «мысль
неизреченная не есть мысль».
Важнейшим элементом, соединяющей
людей силой, является их общая историческая память – язык и память
принадлежности к роду, к городу, краю, определенной истории, которой они
сегодня не интересуются. Не потому, что люди глупы и плохи, а потому, что в
течение поколений, живших еще при советской власти, некие исторические
концепции, зачастую ложные (или просто лживые) отвратили людей от изучения
корней, истории, которую в своих извращенных и лживых вариантах навязывали
силком, как картошку при Екатерине. И что важно – целые генерации, целые
поколения людей утратили доверие к тем трактовкам истории, которые им
предлагают, потому что через день (через исторический день) выясняется, что это
ложь, что все было не так.
На самом деле, пора выяснять – как
было, кто жил до нас, и почему мир был приличнее и основательнее,
за счет труда каких людей. Я боюсь, что если вы спросите сейчас нижегородцев
о том, кто же внес лепту в историю нашего края, то кого вам назовут? Горький,
скажут. Человек более начитанный вспомнит Аввакума, Никона, хотя вряд ли эти деятели
непосредственно связаны с Нижним. Никто не назовет губернатора Баранова, купца
Бугрова. Конечно, кто-то вспомнит, но в массовом сознании вряд ли всплывут эти
имена, а также десятки и даже сотни имен, с которыми было связано становление
города, развитие его торговых, промышленных и логистических потенциалов,
например, от второй половины XIX века до революции.
Опять же, не надо и выплескивать
вместе с водой советского ребенка. При всех ужасах этого периода, при всех его извращениях
люди жили, строили, и они создали тот самый индустриальный потенциал, ту материальную
инфраструктуру, благодаря которой мы с вами до сих пор живы, хорошо или плохо.
Они превратили этот город в центр радиоэлектроники и радиофизической науки,
металлообработки, пусть и с военным уклоном, не вполне конверсируемой, но тем
не менее. И среди этих людей, среди людей советского периода были великие,
выдающиеся люди, с именами которых связаны все эти научные достижения,
становление крупнейших предприятий, которые до сих пор живы. Далеко не все
предприятия советского периода рухнули, далеко не все находятся в бедственном
положении, как наш автопром.
И многих деятелей советской поры
хорошо бы помянуть, не вычеркивая их труд и заслуги из памяти, поскольку мы
сейчас впадаем в некую крайность, идеализируя купечество, слушавшее Шаляпина. Были
люди и после них, занимавшиеся не репрессиями, не политической ложью, а созидательным
строительством в советское время. Чем больше будет помянуто таких людей, чем
больше будет материалов, которые освещают их память и честно оценивают их
деятельность, зачастую противоречивую, тем больше будет у горожан, у жителей
нашего города, нашего края поводов чувствовать себя земляками, объединёнными
общими ценностями.
Реальный результат от таких
мероприятий процентами и копейками не считается, но это не значит, что его нет.
Если власть, общественные организации, инициаторы таких процессов действительно
заинтересованы в результате, то они должны понимать, что достижение его прямо пропорционально
вложениям в пропаганду тех ценностей, о которых идет речь. Это по сути дела работа,
основанная на целях и методиках просвещения, это пропаганда культурно-исторических
ценностей, собственно просвещение людей. А пропаганда и просвещение – это затратные
вещи, требующие крупной инфраструктуры и постоянной методичной работы, а не
кампанейщины. А конференции, небольшие междусобойчики на уютных пароходах или в
холлах гостиниц затрагивают мизерную часть общества, в целом ничего в нем не
меняя.
Для получения реальных результатов
должны быть постоянные вложения в создание массовой и добротной продукции – в онлайне,
с широким использованием интернет-ресурсов и всех прочих медийных средств. Примеры
– есть. Я сейчас, в частности, имею отношение к весьма интересному начинанию –
созданию культурно-досуговой зоны в районе улицы Рождественская. Проект
называется «Рождественская сторона».
Подобные проекты дают осознание того
факта, что Нижний Новгород, можно сказать, – единственный из поволжских городов
и редчайший в России, который имеет не просто значительное количество сохранившихся
исторических зданий (не всегда в бедственном положении – они очень неплохо
восстановлены, отреставрированы, реконструированы), но целые большие кластеры
такой застройки.
Мы имеем целые районы, которые не
разбиты новостройками, как это происходит в Москве, где стоят два-три особнячка
вроде бы в хорошем состоянии, потом небоскреб, огромный стеклянный стакан, за
ним церковка, потом опять небоскреб. Есть отдельные здания-макетики, а района-то
нет! Района, который создает облик, колорит, нет. Он давно исчез. Нет этого и
во многих поволжских городах. А у нас, например, на Рождественской – целый массив
неплохо восстановленной застройки, не разбитый новостройками, привнесениями
других исторических эпох.
Напрашивается, причем давно, мысль сделать
в этом районе некую особую культурно-досуговую зону, поскольку там уже есть и масса
предприятий досуга, очень грамотно учитываются интересы бизнеса, и есть возможности
для краеведения, просветительства, для создания неких постоянно действующих моделей
просвещения (куда входят и видео-экскурсии, и так далее – все это сейчас прорабатывается).
В Нижнем все есть для такой пропаганды. За исключением, может быть, реальной
воли, что пока превращает подобные акции все-таки, в кампанейщину.
Год гражданина Козьмы Минина – это хорошо,
но это мало. Должна быть постоянная работа, постоянная сознательная отработанная
во всех частностях механики политика городского управления. И если такая политика,
такое отношение к истории, к духу города, есть, тогда и все кампании хороши. Можно
объявлять Год деятеля из глубокой старины или из времен недавних – все это
хорошо. Но процесс должен быть постоянным.