О развитии кадрового потенциала ОПК
Вопрос: Борис Алексеевич, в прессе появились сообщения о том, что Вы
были докладчиком по кадровой проблеме ОПК на первом заседании Общественного
Совете при Председателе ВПК Д.О. Рогозине. О чем шла речь в Вашем докладе?
Ответ: Властью провозглашены
приоритеты страны: обеспечение инновационного развития, суверенитета и
безопасности России. Они отражены в руководящих документах, таких как Концепция
2020, Военная доктрина и т.д. С целью выполнения приоритетов Правительством и ответственными
министерствами был введен в действие государственный план подготовки кадров для
ОПК, созданы исследовательские университеты, центры дополнительного
профессионального образования, реализованы другие меры. Каковы их результаты,
что нужно сделать для решения кадровой проблемы ОПК? Анализ ситуации и
выработка рекомендаций — такова была цель доклада.
Вопрос: Нынешняя цель — реиндустриализация
ОПК и ее кадры — все ли здесь хорошо? Что говорит ответственное министерство — Минпромторг?
Ответ: Все решат кадры. Те, кто
проведут реиндустриализацию, те, кто будут работать
на новых предприятиях, те, кто научат, исследуют и создадут будущее. Они должны
опередить конкурентов и создать ВВСТ будущего.
Приведу данные сайта Минпромторга. 1)Средний возраст работников ОПК — 46 лет,
молодых — 30%. 2)Подготовка кадров идет по государственным планам. 3)Вузы –
головные исполнители и соисполнители НИОКР по Гособоронзаказу.
4).До 2020 года переподготовку и повышение квалификации должны пройти 200 тыс.
человек. 5). Реализуются меры государственной поддержки на этапе становления
центров ДПО, созданы 4 центра.
Мои дополнения во время выступления
к министерской информации: В этой сфере у нас докторов наук старше 60 лет –
70%, из них старше 70 лет около 50% . Кандидатов наук: старше 60 лет – 50%, из
них старше 70 лет – 30% . Доля ученых и специалистов около 22%, руководителей
15%, рабочих более 63 %.
Весьма сомнительны слова Минпромторга о вузах – головных исполнителях НИОКР, это
единичные случаи, а не система. Основной источник финансирования НИОКР вузов – Минобрнауки России. В странах-конкурентах затраты на НИОКР
при производстве ВВСТ достигают 70%, основные исполнители большинства НИОКР –
университеты.
В странах-конкурентах (например,
США) на предприятиях ОПК работают до 60% ученых и инженеров, в том числе, до
20% специалистов по электронным системам и программному обеспечению (компания
Локхид-Мартин). 3). Они – главные работники, и там считают только их возраст:
более 30% из них были пенсионного возраста в 2010 году. У них наиболее
критическая потребность в классных специалистах по системному проектированию и
стоимостному анализу сложных систем вооружений.
России нужен системный подход к
решению кадровой проблемы ОПК.
Вопрос: Но вузы же готовят кадры или этот процесс идет плохо?
Ответ: В наших ведущих столичных
вузах, связанных с ОПК, деды и прадеды учат внуков и правнуков и выполняют
НИОКР. В докладе это показано на конкретных примерах, так же как и
неудовлетворенная потребность предприятий в кадрах выпускников. Мне пришлось
напомнить роман «Далеко от Москвы», применительно к коломенскому ведущему предприятию
ОПК – КБМ, которое вынуждено было организовать в Коломне подготовку кадров для
себя. И это менее чем в 100 км от МГТУ им. Н.Э. Баумана!
Вопрос: А как же государственный план подготовки кадров для ОПК,
разработчиком которого Вы являлись?
Ответ: Он был принят в декабре 2000
года и за 12 лет на нем, как на любом большом корабле, наросли ракушки, которые
никто не очищал. В итоге он работает плохо. После утверждения Правительством
плана на четыре года, как правило, далее никто и ни за что не отвечает. Используя
целевые места, можно стать студентом ведущего вуза с минимальным ЕГЭ и
стипендией, но без последующей отработки полученной льготы. При отсутствии
мобильности выпускников, региональном замыкании рынка труда, предприятия ОПК
получают не лучших, а нередко вынуждены готовить «своих» выпускников. Пример
КБМ (Коломна) далеко не единичный.
Вопрос: Что же делать с целевой подготовкой кадров для ОПК?
Ответ: В докладе был поставлен этот
вопрос: развивать или отменить? Постановление Правительства РФ №942 о целевой
контрактной подготовке специалистов не влечет ответственности за несоблюдение
условий контракта. Нужны иные договорные отношения с выпускниками, но нужно и
создать условия, такие как современная материально-техническая база
предприятий, НИИ и вузов, достойная зарплата и перспектива роста для достойных.
Необходимо изменение кадровой структуры ОПК в сторону ученых и инженеров. В
докладе предложены пути улучшения этой работы.
Вопрос: Что конкретно предложено?
Ответ: Предложено разорвать цепь чиновничьей
безответственности. Сегодня целостной системы развития кадрового потенциала ОПК
в Минпромторге нет. В США наряду с вузами на нужды
ОПК активно работает головной ИПК с филиалами – Университет военного снабжения,
обеспечивая практическое обучение и профессиональный рост специалистов для ОПК
и военных структур в области техники, логистики, снабжения. Университетские
курсы заканчивают более 350 тыс. чел. в год. Нами предложено создать институты
развития в Минпромторге с головным межотраслевым ИПК
ОПК, региональными и отраслевыми центрами ДПО ОПК, в которых будут проходить
переподготовку и повышение квалификации разработчики, производители и
пользователи ВВСТ. Предложено включить в схему подготовки и отработки
государственного плана Кадровое агентство и координационный Совет для решения
проблемы прогнозирования, планирования, мониторинга и обеспечения потребности
ОПК в кадрах.
Но самое главное – предложен
системный подход к развитию кадрового потенциала ОПК. Речь не о том, чтобы
критиковать те или иные министерства, это не самоцель. Мы несколько лет
работали с департаментом ОПК Минпромторга по кадровым
проблемам, там грамотные специалисты, они приняли многие наши предложения. При
министерстве сформирована группа, работающая по проблемам ДПО ОПК. Но процесс
идет медленно. Наша цель: повысить эффективность работы Минпромторга
по ДПО ОПК и активизировать работу Минобранауки по
кадровым проблемам ОПК.
Вопрос: Что еще предложено в рамках системного подхода?
Ответ:
1. Сформировать из государственных
технических университетов сеть внутрифирменных вузов концернов ОПК с уровнями
подготовки НПО-СПО-ВПО-ДПО-НПК. Включить затраты на подготовку специалистов
всех уровней и ДПО в структуру себестоимости продукции ОПК.
2. Организовать опережающую систему
подготовки исследователей и разработчиков ВВСТ в НИУ, отраслевых институтах и
РАН.
3.Сформировать корпоративные
научно-образовательные консорциумы на базе НИУ и предприятий ОПК
4. Создать 500 инновационных
компаний при вузах с объемом продукции каждой более 300 млн. рублей/ год для
предприятий ОПК.
Предложены и другие меры, в том
числе по НИОКР в интересах ОПК, инновационным компаниям, мотивации школьников и
т.д.
В последние годы мне пришлось
участвовать в проверке ряда ведущих вузов. Множество инновационных компаний,
созданных при вузах по ФЗ №217, работают неудовлетворительно, и это не их вина,
а беда. Сегодня это бумажные тигры, а надо сделать реально работающие
современные инновационные предприятия. В том числе, работающие для ОПК на
условиях аутсорсинга, производящие материалы,
компоненты, подсистемы.
Напоминая слова из Указа Священного
Синода РПЦ от 1875 года, отмечу, что первый народ тот, у кого лучшая
подготовка, подбор и расстановка кадров, лучшие школы и учителя. Если он
сегодня не первый, то завтра обязательно станет мировым лидером. Ибо кадры
решают все.
Оригинал материала опубликован на
ленте АПН