О возвращении имущества религиозных организаций
С 1989 года политические партии создавались на московских кухнях. Инициатива
создания Российского христианского демократического движения принадлежит
издателям журнала русской христианской культуры «Выбор» – мне и Глебу
Анищенко. Православная общественность, которая консолидировалась вокруг журнала
и стала основой Движения. Учредительный съезд (Собор) РХДД прошёл 8-9 апреля
1990 года.
Начинали законотворческую деятельность с того, что среди народных депутатов
РСФСР нас было двое. Вскоре депутатская группа РХДД выросла до 18 человек.
Нашей небольшой партии и депутатской группе в Российском парламенте удалось
много сделать по раскрепощению религиозной жизни в стране. В разделе «Религия и
свобода совести» программы РХДД говорилось:
3.1. Свободная Церковь в свободном обществе является гарантом
нравственного здоровья народа. Режим государственного атеизма в России разорил
и пленил Церковь и тем самым обрёк общество на нравственное и духовное
оскудение. Поэтому наша первостепенная задача – способствовать восстановлению
канонической свободы Церкви.
3.1. Для восстановления доброжелательных отношений с Церковью государство
должно признать факт гонений со стороны коммунистической власти. Все здания
храмов и монастырей необходимо вернуть верующим. Государство призвано частично
возместить нанесённый Церкви ущерб и взять на себя восстановление некоторых
монастырей и храмов. Главные религиозные праздники должны быть объявлены
нерабочими днями.
3.3. В современных условиях РХДД считает естественным отношением
государства к Церкви – благожелательный нейтралитет, который осуществим только
в правовом государстве. Для осуществления таких взаимоотношений Церкви и
государства необходимо создать новое законодательство о религии, разработать
правовые и иные гарантии того, что это законодательство будет неукоснительно
соблюдаться государством – его учреждениями и чиновниками.
3.4. В рамках нового законодательства о религии необходимо:
3.4.1. Последовательно провести принцип отделения Церкви от государства и
невмешательства государства в дела Церкви;
3.4.2. Предоставить религиозным организациям и объединениям право
независимой самоорганизации и самоуправления;
3.4.3. Упразднить Советы по делам религий всех уровней;
3.4.4. Создать в Верховном Совете Российской республики комиссию
вероисповеданий.
3.5. На основании этих принципов религиозным организациям и объединениям
должны быть предоставлены:
3.5.1. Права юридического лица;
3.5.2. Право созывать собрания своих членов без предварительного
уведомления местных властей;
3.5.3. Право на независимую от какого-либо вмешательства хозяйственную и
финансовую деятельность;
3.5.4. Право совершать богослужебную и вести проповедь в частных жилищах
и общественных местах;
3.5.5. Право преподавания и организации религиозных школ всех уровней.
3.6. Для обеспечения прав верующих в государственной системе народного
образования из обязательных дисциплин должно быть исключено всё, что
противоречит религиозным убеждениям обучающихся. Преподавание религии и
преподавание атеизма должны быть уравнены в правах и стать факультативными.
Мы инициировали создание в Верховном Совете Комитета по Свободе совести и
возглавили его. Подготовили и добились принятия закона «О свободе
вероисповеданий»; Постановлений Верховного Совета об отмене репрессивных
ленинско-сталинских декретов о религии и Церкви (в том числе и декрет об
изъятии церковных ценностей и имущества), роспуске Совета по делам религий,
предоставлении религиозным организациям статуса юридического лица, освобождении
религиозной деятельности от налогов, учреждении дня Рождества Христова выходным
днём в стране, разрешалось публичное церковное служение, миссионерская,
благотворительная, просветительская деятельность религиозных общин. Под
влиянием закона РСФСР был изменен к лучшему и принимаемый Верховным Советом
СССР закон «О свободе совести». Таким образом, мы в основном выполнили
программу РХДД в области религиозной деятельности. Демонтаж системы
государственного атеизма раскрепостил религиозную энергию народа: за несколько
лет в стране были восстановлены тысячи новых храмов, десятки монастырей. При
этом новые храмы оказывались полными народа, что свидетельствовало о возврате к
вере миллионов людей.
Тогда нам не удалось добиться возвращения собственности (в том числе, земель
и храмов) религиозных организаций. В вопросе о собственности демократы и
коммунисты оказались на редкость единодушны. Предложенные нами постановление
Верховного Совета, затем постановление правительства, затем указ президента
были последовательно блокированы. До сего дня мы живём в ситуации правового
нонсенса: ленинский декрет об изъятии церковного имущества отменён, но нет
правового акта о возвращении этого имущества законным собственникам.
Большинство верующих не догадывается, что до сего дня храмы и земли под ними
принадлежат государству, которое «милостиво» передает их Церкви в безвозмездное
пользование. Только в 2005 году Патриарх поставил эти вопросы официально и
через пятнадцать лет приступили к их решению.
Тогда мы создавали закон для республики в составе СССР, и когда союзное
государство было разрушено, наш закон не мог защитить общество и граждан от
псевдорелигиозной экспансии из-за рубежа. Поэтому мы инициировали летом 1993
года принятие Верховным Советом нового закона о «Свободе вероисповеданий», который
упорядочивал деятельность зарубежных религиозных организаций в стране и
пресекал преступную деятельность разнообразных псевдорелигиозных сект. Но под
давлением из-за рубежа и со стороны доморощённых радикал-демократов Президент
дважды накладывал на закон вето. Третий раз отменить президентское вето не
позволил октябрьский переворот. Можно себе представить, насколько меньше
принесли бы бед обществу античеловеческие секты Аум-Сенрикё, Белое Братство,
мунисты, хабардисты и прочие, если бы закон был принят в 1993, а не в 1997
году.
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.