Определение точек роста
К новому учебному году ряд
образовательных учреждений Нижегородской области получит дополнительные
средства на ремонт и приобретение мебели. На основе обращений депутатов
Законодательного собрания Нижегородской области губернатор Валерий Шанцев
подписал ряд распоряжений о выделении денежных средств из фонда на поддержку
территорий Нижегородской области.
Как депутат Законодательного
собрания Нижегородской области и как директор школы я вижу, что у политики
губернатора Валерий Шанцева есть свое социально
направленное лицо. И более того: предпринимаются разумные социально
направленные меры в отношении, например, создания рабочих мест, привлечения в
регион налогоплательщиков – это ведь все определяет качество социальных программ.
Согласитесь, что
человек, который живет в регионе, бюджет в котором наполняется и,
соответственно, реализуются социальные проекты, более социально защищен, чем
житель того региона, который постоянно прибедняется и просит дополнительного
финансирования сверху. И в этом смысле меры, которые
предпринимает правительство Нижегородской области по развитию промышленного
сектора, по созданию производственных кластеров – это тоже меры социальной
поддержки, потому что семья, в которой родители работают, более социально
защищена, чем семья, в которой люди лишены возможности зарабатывать деньги.
В этом смысле политика областного
руководства сегодня направлена на установление социальной стабильности.
Единственное, что меня, может быть, сегодня не устраивает, это отсутствие
движения в развитии малого и среднего бизнеса, который также способен и
обеспечивать людей работой, и решать социальное вопросы.
Рядовой человек должен занять свое
место в системе развития общественной инфраструктуры. А развитие такой инфраструктуры,
так же, как и создание системы выбора, — это и есть шаги на пути осуществления
социальной справедливости.
Правительство Нижегородской области
как раз, на мой взгляд, становится локомотивом новых подходов в отношении
системы школьного образования, сама же система образования пока делает акцент
исключительно на заработной плате. Но для системы образования важна не одна
зарплата.
Областное министерство образования
и науки последнее время старается делать шаги к пониманию того, что школы –
особая форма существования и своя специфика управления.
У областного правительства
возникает понимание того, что должны быть определены приоритеты и стратегия
развития школ. Должна быть выработана программа развития системы образования, в
соответствии с которой и должны выделяться средства. Возможно, следующим шагом
будет усиление внимания областного правительства к профильности
школ.
Возникает понимание того, что
должны выделяться ресурсы на создание новых проектов, не только архитектурных,
но и архитектурных в том числе. Должны быть определены точки роста. Должны быть
определены социальные стандарты. Которые в том числе должны учитывать, что
школа – это, кроме всего прочего, и набор инфраструктурных позиций.
Должны учитываться специфика
образовательной сферы, и определено, как именно следует развивать школу.
Например, при нашем информатизированном обществе, при
уровне развития и качестве всевозможных электронных гаджетов,
ребенок запросто достает любую информацию, в том числе касающуюся и единых
государственных экзаменов из компьютера, как эту информацию не засекречивай.
Ясно, что систему образования
необходимо перестраивать. Выделяя деньги на проектную деятельность, на поиски
новых форм, на финансирование психологической поддержки детей, уж если мы
жалуемся на рост негативных явлений в детской среде.
Школа изменится. Это неизбежно.
Пока качественных изменений нет, но должны быть определены задачи таких
изменений.
Десять-пятнадцать лет назад такого
финансирования, как сегодня, в школах не было. Школы просто проживали нажитое.
Тогда, как и во времена стахановского движения, выделялись объекты наиболее
интересные и показательные, возникали школы повышенного статуса, при этом
активность самих школ, безусловно, играла свою роль.
Не учитывалось, что времена
меняются, и школы продолжали строиться по устаревшим проектам. Однако мир
изменился, и пространство школ должно меняться в соответствии с духом времени.
Понятно, что ситуация с
финансированием школ такова, что сколько ни вложи средств, все равно будет
мало. Однако существует один очень важный момент: главная проблема не столько в
объеме расходуемых средств и не в количестве денег, которые выделяет школам
государство и регион, а в последовательности действий муниципалитетов как
учредителей школ и собственно школьных директоров. Мне кажется, что мы еще не
сумели выстроить правильную пирамиду их взаимоотношений. Должны существовать
выверенные планы развития школьного образования, которые учитывали бы то
обстоятельство, что директор школы не является менеджером в традиционном смысле
этого слова. При существующем же положении дел директор вынужден постоянно
решать проблемы такого рода: на что направить выделенные деньги – на улучшение
пришкольной дворовой территории или оборудовать кабинет естественных наук? А
это всегда трудный выбор.
Моя мечта состоит в том, что нужно
начать с формирования порядка нормативов контрольно-ревизионного характера,
определить отношение директоров школ и муниципалитетов к иерархии ценностей:
что является более приоритетным, а что менее. А то у нас бывает так, что в
обветшалых классах висят интерактивные доски. Между тем школу нельзя
воспринимать только как место, где ученики получают знания. Школа – это сложный
социальный институт, который формирует будущие личности, и в этом смысле в
школе, как в человеке по Чехову, все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и
мысли, все должно быть гармонично и соразмерно.
При этом каждый учитель физкультуры
должен точно знать, сколько мячей ему понадобится на новый учебный год, учитель
музыки – знать, сколько на новый учебный год ему понадобится музыкальных
инструментов, а учитель рисования – сколько нужно красок, карандашей и бумаги.
Сегодня же мы пытаемся
предпринимать попытки тонким слоем распределить выделенные средства на всех и
при этом уложиться в формы целевого финансирования.
Правительственным чиновникам,
наверное, сложно определить реальные нужды каждой конкретной школы. Всегда
возникает вопрос: что является доминантой – спортивный зал, интерактивный класс
либо что-то другое, и всегда должен быть ответ, достаточно на эти реальные
нужды выделяется средств или нет.
Если говорить о
государственном финансировании, то начинать надо с приведения школьных нужд к
единым социальным стандартам, которые в том числе учитывали бы, что школы
являются еще и некими инфраструктурными единицами, в которых должна быть вода,
в которых должны работать туалеты и которые нуждаются в реконструкциях и
ремонте. Если единые социальные стандарты будут определены, расходование
средств будет более эффективным, чем при таком положении дел, когда школы