Осторожно, религия!
Группа православных верующих подала в прокуратуру Москвы иск о возбуждении уголовного дела против организаторов выставки «Россия-2» в Центральном доме художника. По мнению заявителей, работы, представленные на выставке, оскорбляют религиозные чувства людей и сталкивают представителей различных конфессий. Это событие продолжает череду обвинений против современных художников, начатую с выставки «Арт-Манеж» 1998 года и продолженную процессом против Музея и Центра им. Андрея Сахарова как организатора выставки «Осторожно, религия!». О процессе и стоящих за ним тенденциях рассказывает Юрий Самодуров, директор музея и общественного центра имени Андрея Сахарова.
Письмо группы православных художников в прокуратуру с требованием возбудить против куратора выставки «Россия-2» Марата Гельмана и директора Центрального дома художников уголовное дело за несколько работ представленных на выставке меня и огорчило и показалось знаковым. Огорчило потому, что в бред включились и, видимо, будут включаться все новые и новые люди. Остановить это помешательство можно только выигрышем в суде на процессе, который Центр им. Андрея Сахарова как организатор выставки «Осторожно, религия!» ведет уже почти два года. Если мы проиграем, то скорее всего прокуратура возбудит дело и на этот раз. Тогда уже, вероятно, наш проигрыш станет прецедентом для следствия и суда над организаторами выставки «Россия-2», которую лично я считаю важным шагом для защиты светского характера российского государства и большой поддержкой для нас.
Выставка «Осторожно, религия!» была открыта в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова 14 января 2003 года и после трех дней работы разгромлена «православными» погромщиками. В этой выставке участвовало 39 художников и две художественные группы. Вероятно, такого звонкого и удивительного по своей направленности резонанса не было ни у одной из выставок ни в СССР, ни в постсоветской России. Даже посещение и закрытие в декабре 1962 года Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже и разгром в Москве властями знаменитой «бульдозерной выставки» в сентябре 1974 года закончились не возбуждением уголовных дел, а тремя встречами Хрущева с художниками и творческой интеллигенцией, разрешением властей организовать в Измайловском парке первую выставку неофициального искусства и организацией при Московском городском объединенном комитете художников-графиков секции живописи, в которую предлагалось войти всем художникам-нонконформистам.
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова стали объектом для отработки механизма создания образа «современного врага российского народа» и методов мобилизации на борьбу с таким врагом не только националистических и православно-националистических общественных организаций, некоторых представителей церковной иерархии, но и представителей прокуратуры, правоохранительных органов, а в самое последнее время и широких кругов населения. Так формируется и действует механизм создания образа врага, который на «западные», «сионистские» или «исламские» деньги не только сознательно и намеренно оскорбляет религиозные чувства народа, но и, что совсем уже отвратительно, вместо того, чтобы разделить с народом чувства боли и жалости к жертвам террористических актов в Москве и чувства негодования и возмущения террористами, их поддерживает. Начать анализ этого явления следует именно с того, в чем заключается суть дела с точки зрения искусства и насколько обоснованны претензии погромщиков и поддерживающих их граждан.
Насколько можно было понять из оставленных погромщиками на стенах выставочного зала надписей: «Кощунство», «Вы ненавидите православие. Будьте вы прокляты!» и из православно-патриотических статей объектом возмущения на выставке являлись именно те работы, в которых художники использовали значимые для православных верующих религиозные символы для создания различных художественных образов (все другие представленные на выставке работы, например отражающие языческие верования, или работы, в которых вообще не использовались символы православной религии, возмущения, кажется, не вызвали).
По жанру выставка «Осторожно, религия!» являлась выставкой «актуального искусства». Это профессиональный термин, подразумевающий определенный характер и определенные принципы конструирования и воплощения в материале смыслов создаваемых в этом жанре инсталляций, объектов и других произведений. Так же, как произведения любого «жанра» (не могу подобрать более правильного слова), например древняя эллинистическая скульптура или живопись художников-импрессионистов, работы в жанре актуального искусства требуют для их адекватного понимания определенного навыка и уровня образования.
Одна из работ, на которой погромщики намалевали «Гады», представляла собой написанный автором на полотне оклад иконы размером в человеческий рост с отверстиями для лика, руки и книги. В состав работы входила также стопка книг различного содержания, размещенная на столике рядом с окладом, и установленный напротив фотоаппарат с надписью, приглашавшей всех желающих сфотографироваться (в отверстие оклада, как на пляже, можно было просунуть голову). Смысл этой, на мой взгляд, глубокой, интересной и абсолютно православной по духу работы можно передать словами из Библии «Не сотвори себе кумира», иначе говоря, не совершай подмены, не возводи, не ставь на степень религиозной веры никакие собственные пристрастия и свою убежденность в правоте каких-либо теорий и учений, о которых ты можешь узнать из разных книг.
Другая вызвавшая негодование работа, представляла собой среднего размера постер с несколько стилизованным ликом Христа, логотипом Coca-Cola и надписью по-английски: «This is my blood» («Сие есть кровь моя»). Смысл ее, по-моему, хорошо передается словами «не торгуй тем, чем нельзя торговать» (нельзя торговать убеждениями, нельзя спекулировать на доверии или на вере других людей кому-либо или во что-либо и т.д.). Этот смысл восходит к духу христианской заповеди: не обращай имя Бога ни на что, кроме него самого. Автор выразил этот смысл простым, точным приемом (взятым из современной рекламы и намеренно доведенным до логического и абсурдного предела). Безграничное желание любой ценой навязать людям что бы то ни было (даже доказать ту истину, в которой ты уверен) находит свое адекватное образное выражение в том, что об обычной банке кока-колы сам Христос сообщает зрителям, что в этой банке якобы заключена частица Бога. Ирония обращена не на Христа, а на существенные и очень неприятные черты современной ситуации, в частности, на то, что имя Бога используется для санкционирования или освящения того, что Богом не является (государство, бизнес или внутренний мир и убеждения людей).
На выставке было представлено и много других произведений, в которых религиозная, в том числе православная, символика вообще не использовалась. Между тем использование в современном искусстве религиозных символов и помещение их в нерелигиозный художественный контекст для создания новых смыслов и образов, выражающих нерелигиозное, в том числе критическое отношение различных групп общества и авторов произведений к духовному миру человека и к различным явлениям окружающего мира (включая определенные аспекты религиозности людей и деятельности религиозных институтов), является естественной частью современной культуры, давно и прочно вошло в арсенал приемов литературы и изобразительного искусства и стало неотъемлемым элементом художественного творчества.
Не каноны древнерусской иконописи, а, совершенно «неправославное» с точки зрения этих канонов изображение художниками образа Христа, других религиозно-значимых образов, символов и сюжетов, включая сюжеты из библии и евангелий, является нормальной и распространенной практикой в изобразительном искусстве от древности до наших дней. Как бы ни задевала и не шокировала эта практика многих православных верующих и священников (или религиозные чувства отдельных христиан других конфессий), пытаться остановить или изменить уголовными преследованиями, юридическими запретами и цензурой логику и практику культурного процесса нелепо, невозможно и незаконно!
Тема выставки «Осторожно, религия!», как и выставки «Россия-2», абсолютно обоснована и актуальна для российского общества. Она вполне соответствует и миссии Музея и центра им. Андрея Сахарова. Можно хотя бы вспомнить слова самого Сахарова: «Я подхожу к религиозной свободе как части общей свободы убеждений. Если бы я жил в клерикальном государстве, я наверное, выступал бы в защиту атеизма и преследуемых иноверцев и еретиков». Мне представляется, что на возбуждение уголовного дела, видимо, повлиял характер обращения в прокуратуру Государственной думы и отдельных депутатов, а также кампания в прессе, вызванная, по-видимому, стремлением «наказать» Музей и центр имени Сахарова за то, что музей является последовательным и принципиальным оппонентом и критиком власти по вопросу войны в Чечне, делу Ходорковского и ряду других значимых для власти и общества вопросов.
В идущем процессе меня больше всего поражает то, что представители государственного обвинения, может быть по долгу службы (что ужасно), а может быть сознательно (что еще хуже), находятся на стороне людей, которые, присутствуя на заседаниях суда, говорят в адрес обвиняемой стороны «Будем вас потихоньку уничтожать», «Жиды!», «Холокоста на вас нет!». Прокуратура представляет и защищает в данном уголовном деле интересы таких людей, подавая обществу знак, что нормы культуры в демократическом светском государстве якобы могут регулироваться церковью и православием. Тем самым она играет с огнем, и чем эти игры обернутся – никому не известно.
Как мне представляется, Русская Православная Церковь, являясь существенной и значимой частью гражданского общества, не должна стремиться превалировать над другими его частями, а должна находить и поддерживать более адекватные современности пути и формы решения проблем религиозности людей в светском государстве. В частности, возможно и желательно сотрудничество религиозных и светских институтов гражданского общества при решении таких насущных и острых проблем, как прекращение кровопролития в Чечне, уменьшение социального расслоения, снижение агрессивности по отношению к мигрантам (в том числе к неславянам и/или неправославным), оказание помощи инвалидам и ветеранам, защита прав верующих других конфессий, поддержка современного религиозного искусства и многое другое.
Что касается решительно не одобряемых церковью выставок и книг, решить вопрос при наличии доброй воли несложно – священники могут рекомендовать своим прихожанам не посещать подобные выставки, а музеи и кураторы могут объявлять и предупреждать о том, что на выставке есть работы, авторы которых свободно интерпретируют религиозные символы, и просить тех, кто не готов к этому, воздержаться от посещения.
Оригинал этого материала опубликован на сайте Фонда «Либеральная миссия».