Перегрелись
Нефть падает. Депутаты вспоминают об избирателях — снимают мигалки, ездят по регионам, борются с незаконной миграцией. Гипотетически представим, что свою лепту решило внести правительство, представившее свой взгляд на происходящее в российской экономике.
Перед вами фантастическое информационное сообщение об очередном заседании правительства России, на котором премьер мог бы выступить с громоподобным докладом о промежуточных итогах социально-экономического развития страны в 2006 году, планах на второе полугодие и 2007 год.
Итак, Москва. 21 сентября 2006 года.
Сегодня прошло очередное заседание правительства, на котором обсуждались промежуточные итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2006 году, а также планы на ближайшую перспективу. В заседании приняли участие руководители Администрации Президента, крупные российские предприниматели, представители общественности. С докладом о промежуточных итогах социально-экономического развития России в 2006 году выступил премьер-министр Михаил Фрадков.
Свое выступление М.Фрадков начал с представления итогов развития страны за первое полугодие 2006 года. Он отметил, что в целом итоги выглядят оптимистичными. Рост реального объема ВВП составил 6,5%, что является, безусловно, высоким показателем, тем более, что он превышает аналогичный показатель I полугодия прошлого года на 7,4%. Индекс промышленного производства в I полугодии 2006 года по сравнению с тем же периодом 2005 года составил 103,4%, что во многом достигнуто благодаря росту добычи полезных ископаемых, металлургической промышленности и производству строительных материалов. Для сравнения премьер-министр привел такие данные: в целом среднегодовой рост ВВП в развитых странах в 2006 году не превысит 2,5%, а в развивающихся странах — 6,1%. С Россией сравнимы только показатели экономики Китая, где средний темп роста за последние семь лет составляет 9,3%.
Предваряя дальнейшее обсуждение, М.Фрадков подчеркнул, что рост ВВП и промышленного производства в стране происходит на фоне низкой инвестиционной активности предприятий. Так, за первое полугодие 2006 года инвестиции в основной капитал выросли на 9,4%, тогда как за 2005 год рост инвестиций составил 10,7%.
В последнее время мы наблюдаем снижение нефтяных котировок, отметил премьер-министр. О неблагоприятных последствиях данного процесса нам хорошо известно, об этом же нам говорят независимые специалисты. Доля доходов федерального бюджета от реализации минерального сырья в 2006 г. превысила 50% и, несмотря на достигнутые успехи, мы не должны забывать о макроэкономической сбалансированности — проблеме перегрева экономики, наблюдаемого в России в настоящее время, следствием которого является раскручивание инфляционных процессов.
Премьер-министр обозначил ряд показателей инфляционного перегрева.
Первый показатель — многократное превышение номинальных темпов роста экономики над реальными. Так, рост ВВП в I полугодии 2006 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в номинальном выражении составил 28,4%, что в 3,8 раза больше темпа роста реального ВВП. Превышение роста номинального объема ВВП над реальным свидетельствует о доминирующей ценовой составляющей экономического роста — на каждый процент реального роста ВВП приходится 3,8 процента роста в денежном выражении. Такая картина в экономике России наблюдалась и при предыдущем премьер-министре М.Касьянове, например, в 2003 году указанное соотношение составило 3,1 раза. Однако в предыдущие годы, отметил премьер-министр, инфляционное давление нивелировалось повышением мировых цен на нефть, стерилизацией избыточной денежной массы и укреплением реального курса рубля. В настоящее время, учитывая то, что на фоне увеличения расходов федерального бюджета структура промышленности, экспорта и инвестиций существенно не поменялись, прошлыми рецептами мы воспользоваться не можем.
Второй показатель — рост потребления домохозяйств на фоне роста цен на потребляемые товары и услуги. С 2001 года потребительские расходы домашних хозяйств возросли в 2,5 раза. Больше всего выросли расходы домохозяйств на связь (в 6,8 раз), жилищно-коммунальные услуги (в 4,1 раза), транспорт (в 4,0 раза), образование (в 3,9 раза). Иными словами, домохозяйства стали потреблять реальных благ больше в два с половиной раза. Между тем, номинальный потребительский спрос увеличился с 2001 году почти в 5 раз. Соответственно, стоимость потребляемых товаров и услуг за этот период выросла всего в 2 раза. Сегодня мы имеем дело со значительным ростом цен в потребительском секторе, который практически полностью «съедает» рост потребления, а вслед за ним — рост уровня жизни.
К сказанному можно добавить, продолжал М.Фрадков, что рост потребления домохозяйств происходит на фоне роста потребления импорта. С 2000 года Россия в 2,7 раза увеличила объемы товаров и услуг, приобретаемых за границей. Несмотря на то, что за прошедшее время курс доллара США к рублю укрепился, номинальные расходы домохозяйств на приобретение импортных товаров также выросли, что говорит о росте цен и в этом сегменте.
К сожалению, переломить негативные тенденции, связанные с ростом импорта, особенно в сфере продовольствия, в этом году не удастся, поскольку урожай зерна ожидается значительно ниже прошлогоднего. К середине августа 2006 года было намолочено на 23% меньше, чем в августе прошлого года. Нынешний год выдался неурожайным не только в России, но и в США и Южной Америке. Так что нас ожидает не только рост цен на зерно, но и на мясо и молочные продукты, а это в свою очередь ставит под сомнение удержание инфляции в рамках заданных 9%.
Третий показатель — рост цен на экспортируемое сырье. Начиная с 2000 года доля нефти, нефтепродуктов и природного газа в структуре экспорта возросла с 50% до 61%, а общая сумма экспортируемого сырья превысила 80%. Благоприятная мировая конъюнктура, способствовавшая увеличению экспорта, имела огромное влияние на рост ВВП. Если рассматривать экспорт нефти, то в период с 2001 по 2005 год рост экспорта в денежном выражении составил 3,3 раза, тогда как физический объем экспорта возрастал не столь значительными темпами — экспорт нефти вырос со 144 до 256 млн. тонн или в 1,8 раза. Из этих данных можно получить коэффициент опережения номинального роста экспорта над реальным или показатель роста средней цены на экспортируемое сырье — 1,8 раза. Доходы от экспорта, остающиеся в распоряжении предприятий-экспортеров, остаются главными источниками инвестиций в различные отрасли экономики, играют определяющую роль в росте импорта.
Четвертый показатель инфляционного перегрева — рост стоимости инвестиционных активов. С 2000 г. инвестиции в основной капитал в фактических ценах выросли в 3 раза, однако, в реальном выражении рост составил всего 1,4 раза. Получается, что инвестиции в основной капитал помогли стерилизовать часть свободных денежных средств предприятий и населения, в то же время стоимость создаваемых активов возросла в 2,1 раза. Третий и четвертый показатели перегрева, по словам, М.Фрадкова, формируют существующую схему распределения экспортных доходов, формирующих недостаточно удовлетворяемый спрос на активы, которые в условиях недостаточного предложения альтернативных инвестиционных инструментов, растут в цене опережающими темпами. В ситуации, когда предложение не коррелирует со спросом, заметил премьер, очевидно необоснованное увеличение рыночной стоимости активов, сначала в производственных сферах, а затем — на потребительском рынке. Наиболее характерным примером является двукратный рост цен на жилье за последний год.
Пятым показателем инфляционного перегрева М.Фрадков назвал увеличение денежной массы, способствующей росту монетарной инфляции. На 1 июля 2006 г. денежная масса (агрегат М2) увеличилась на 17,3% с начала года, а к соответствующему периоду 2005 года — на 43,9%. Основными источниками роста денежной массы служат социальные выплаты, реализация приоритетных национальных проектов и кредиты экономике. Российскими предприятиями на 1 января 2006 г. было привлечено средств на сумму 12179 млрд. руб., что выше соответствующего показателя 2005 года на 16,9%. В 2005 году и в первом полугодии 2006 года предприятиями более активно по сравнению с предыдущими периодами использовались кредиты банков и займы, что привело к росту их доли в обязательствах с 43% на конец декабря 2004 г. до 47,5% на конец декабря 2005 года. Рост денежной массы за счет кредитования экономики — безусловно, позитивный фактор, однако, основная часть заемных средств предприятий привлечена на пополнение оборотных средств, а не для долгосрочных вложений.
О расходах на госаппарат подробно останавливаться не стоит, заметил премьер-министр. Только в бюджете нынешнего года рост госрасходов составил 30,1%, а в бюджете будущего года — 49,5%, что также вынуждает Центробанк увеличивать денежную массу.
Говоря о банковском кредитовании, М.Фрадков отметил еще один характерный момент — темпы роста потребительского кредитования превышают темпы роста вкладов населения. В 2005 году объем потребительских кредитов, выданных российскими банками, вырос в 1,9 раза до 1,176 трлн. рублей. Рост объемов потребительского кредитования намного превысил темпы роста как активов российских банков (около 35% за 2005 год), так и их кредитных портфелей (немногим более 40%). При этом доля потребительских кредитов в кредитах банков приблизилась к 20%. К началу 2006 года уровень просроченной задолженности по потребительским кредитам достиг 2%, а у отдельных банков превысил 5%. На этом фоне рост вкладов граждан выглядит не таким впечатляющим: за 2005 год объем депозитов в банковской сфере вырос всего на 39,3% до 2,8 трлн. рублей. Вопреки ожиданиям, население все еще недоверчиво относится к вложениям в ценные бумаги, продолжал М.Фрадков. Объем вложений в розничные ПИФы в первом полугодии нынешнего года составил порядка 15 млрд. рублей.
Выводы, которые можно сделать, исходя из данных показателей, — текущие темпы потребительского кредитования оказывают дополнительное воздействие на рост денежной массы и инфляции, кроме того, увеличивают кредитный риск и риск ликвидности в коммерческих банках.
Шестой показатель инфляционного перегрева — активное кредитование российских предприятий в иностранных банках. Несмотря на погашение государственного внешнего долга России Парижскому клубу в размере 21,8 млрд. долларов, совокупный внешний долг страны не только не уменьшается, но и возрастает. Причина — в масштабных внешних заимствованиях банковского сектора и предприятий. Отмечу, сказал М.Фрадков, что наиболее крупными заемщиками на внешних рынках по-прежнему выступают сырьевые и добывающие предприятия с государственным участием. В условиях снижения цен на нефть это обстоятельство вызывает особую тревогу.
Мировой опыт свидетельствует, отметил далее премьер, что многие черты текущей ситуации в российской экономике в разные годы наблюдались в экономиках голландской, мексиканской, корейской, чилийской, нигерийской, польской, и еще некоторых других стран. Во всех случаях указанные векторы развития приводили к системным кризисам, последствиями которых становились утрата национальной независимости банковской системы (Корея), частичная утрата контроля над природными богатствами (Нигерия), галопирующий рост внешних заимствований для обслуживания внешнего долга (Мексика), финансовые катастрофы социальных институтов (Чили), гиперинфляция (Польша).
Стабилизационный фонд, который сегодня многим ошибочно представляется палочкой-выручалочкой в кризисный момент, изначально создавался для выполнения роли финансового стабилизатора и финансового аккумулятора для последующих инвестиционных вложений с целью развития приоритетных для государства отраслей. К сожалению, мировая экономическая история не знает ни одного случая, когда стабилизационный фонд решал задачи по преодолению кризиса. Наоборот, собранные с таким трудом деньги полностью расходовались за короткий период времени — примером может служить Корея, где стабилизационный фонд, составлявший накануне кризиса 70 млрд. долларов, был потрачен всего за 4 месяца.
М.Фрадков заявил, что основной макроэкономической предпосылкой надвигающегося кризиса следует считать происходящее в настоящее время снижение цен на нефть, о чем правительство неоднократно предупреждали независимые экономисты. При этом глубину падения нефтяной конъюнктуры не может предсказать никто. Объективными факторами снижения цен являются рост предложения минерального сырья на мировых рынках, увеличение разведанных запасов нефти в основных странах-экспортерах, направление значительной части сверхприбылей на инвестиции в добывающую отрасль, ввод в действие новых месторождений в различных регионах мира, а также общее замедление темпов роста мировой экономики. Индикаторы предстоящего кризиса обозначены: необоснованный рост денежной массы в стране при отсутствии инструментов ее связывания, увеличение корпоративных внешних заимствований, осуществляемых структурами с государственным участием, разгоняющаяся инфляция, отсутствие источников замещения выпадающих вследствие снижения цен на нефть доходов федерального бюджета.
По словам М.Фрадкова, главными отрицательными моментами предкризисного состояния следует признать противодействие части властной элиты мерам по оздоровлению экономики, а также отсутствие альтернативных точек зрения на возможные варианты выхода из приближающегося экономического спада. Некоторые чиновники, констатировал М.Фрадков, чувствуют себя временщиками на своих постах, главная мечта которых — дотянуть до грядущих выборов, а дальше «хоть трава не расти».
Между тем, в настоящее время крайне важно переломить складывающиеся негативные тенденции в спекулятивной структуре кредитования и потребления. Необходимо продолжать линию на максимальное поощрение капитальных инвестиций, стимулировать рынок индивидуального жилищного строительства, повысить эффективность бюджетных расходов, перенаправив их в сторону неинфляционных вложений в инфраструктуру и отрасли социальной сферы.
Банку России необходимо проанализировать возможность повышения ставки рефинансирования, увеличение и ужесточение резервных и пруденциальных требований, в первую очередь, по кредитованию за рубежом и банковской инвестиционной деятельности.
До настоящего времени, констатировал М.Фрадков, Минпромэнерго не представил предложения по решению проблемы выпадающих доходов вследствие снижения нефтяных цен. Через один-два месяца, когда ставки и пошлины на нефть будут снижены, бюджет страны может столкнуться с уменьшением доходной части. Все члены кабинета понимают, сказал премьер, что мораторий цен на бензин — явление временное и рано или поздно от такого инструмента пополнения бюджета придется отказаться. Минсельхоз до сих пор не разработал варианты разрешения возможного дефицита продовольствия осенью-зимой 2006–2007 годов. Важно подчеркнуть, что все меры по снижению цен на мясомолочную и плодоовощную продукцию оказались неэффективными и не способствовали ни оптимизации ценовой ситуации, ни увеличению предложения. Минэкономразвития и Минфин так и не смогли отказаться от порочной практики безоговорочного выполнения рекомендаций многочисленных зарубежных и российских советников, неоднократно демонстрировавших свою ангажированность и непрофессионализм. Иногда сотрудники этих ведомств сами определяли параметры будущих рекомендаций.
К другим мерам, способным улучшить ситуацию в экономике, премьер отнес ограничение госрасходов, модернизацию механизма формирования и использования Стабилизационного фонда, пересмотр налоговой политики и регулирования тарифов государственных компаний-монополистов, искоренение нелегального денежного оборота.
В заключении Фрадков сообщил, что в ближайшее время в качестве одного из приоритетов деятельности государственной власти в России будет объявлена борьба с коррупцией. Во время Петербургского саммита G8 по инициативе президента Буша было принято заявление о борьбе с коррупцией на высоком уровне. В связи с этим чиновникам необходимо сделать соответствующие выводы, резюмировал Фрадков.
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.