Переходный момент затягивается
То, что мэрию Нижнего Новгорода покинула целая группа достаточно значимых высокопоставленных чиновников, это, конечно, не первый прецедент такого рода. Это повторение того, что уже не раз было в новейшей истории Нижнего Новгорода.
Происходит некая «зачистка» команды. Уходит мэр – уходят и его ближайшие сподвижники. Неважно, насколько они были эффективны, результативны, каков багаж их свершений. Главное – они входили в ближний круг мэра, а с уходом мэра этот круг традиционно разваливается, то есть, это привычное «послесловие» к уходу мэра.
И здесь есть некий парадокс системы. Эта тенденция указывает на достаточно пагубное явление – принцип организации структуры власти напоминает клановую систему.
В высших эшелонах власти ни политический, ни экономический курс не меняется. Поэтому те чиновники, которые находятся на высоких должностях, вроде должны бы спокойно, по плану, по ранее утвержденным стратегиям работать на благо граждан. Федеральный и региональный уровни власти менее подвержены этому явлению. У нас же на муниципальном уровне такое впечатление, что меняется вся власть. Президент на месте, правящая партия осталась та же, экономический курс сохранился, губернатор работает, а похоже,, что в городе то ли «белые» победили «красных», то ли «красные» победили «белых».
И подспудно новая власть в той или иной мере посылает упреки своим предшественникам. Думаю, что и новое руководство Нижнего Новгорода не возьмет на вооружение принцип преемственности. Будут упреки к предыдущей власти и, возможно, даже новый взгляд на муниципальное управление – и всего этого нам вряд ли придется долго ждать. Новые назначения начнутся в ближайшее время.
Что касается ухода большой группы чиновников, то, похоже, что у тех, кто планировал и сопровождал отставку Владимира Панова, не было готового плана. В противном случае по прошествии десяти дней после отставки и назначения исполняющего обязанности Юрия Шалабаева на освободившиеся должности были бы назначены новые люди.
Сегодня отсутствует ключевой зам по ЖКХ, нет зама по строительству, ещё ряд вакансий заполнятся в обозримом будущем. Понятно, что момент переломный, но то, что он затягивается, свидетельствует об отсутствии большой «скамейки запасных». Кадрового резерва не было у прежнего мэра, нет ее и у нового.
А сам факт ухода мэра на абсолютно «ровном месте», но в тяжелые времена, указывает на нарушение баланса сил. Я не припомню примеров, чтобы мэр уходил в середине срока и якобы на повышение (можно ли считать пост спецпредставителя по Арктике таковым, покажет время).
Если это вынужденное решение Панова и он подчинился решению вышестоящих руководителей – это одно. Если же это его личное решение, как нам это преподносится, то это очень странно – он принимал «присягу», обещал верой и правдой служить горожанам целый срок. А если он почти сразу после этого начал думать о каком-то новом месте работы, о новых карьерных ступеньках, то здесь есть сомнительный моральный аспект.
Причем, Владимир Панов ушел не то, чтобы не окончив начатое, – он многое даже и не начинал. То есть, вопросов без ответа остается очень много.
Но вопросы эти мало кто задает. Апатия, которой в большинстве своем охвачены горожане, несомненно, на руку властям, которым удается отчасти создавать видимость работы и оставаться на плаву.
Говорить о новом руководителе Нижнего Новгорода пока рано, мы ничего о нем не знаем, и времени прошло слишком мало – десять дней. Ярких созидательных событий в Нижнем за это время не произошло. Новый руководитель города никаких заявлений не делал. В то же время ситуация в стране подвешенная – со всей этой самоизоляцией и виртуальным общением. Но предпосылки тревожные.
Хорошо, когда самая близкая к людям власть, муниципальная, имеет выборную основу. Но сегодня и выборность не дает никаких гарантий ожидаемых преобразований. Полномочия мэра практически минимальные, если сравнивать их с имевшимися десять лет назад.
Мэр очень сильно завязан на вертикаль, на межбюджетные отношения, и глава города достаточно редко принимает серьезные решения – именно в силу отсутствия полномочий. С другой стороны, ответственность за территорию никто не отменял. Даже если полномочий не хватает, то нужно бороться за оперативные решения вышестоящей власти на благо города, администрировать, сопровождать процессы и добиваться результата.