«Платон», его друзья и враги
Система «Платон», запуск которой стал
информационным поводом для выступлений оппозиционеров, теперь работает
в штатном режиме. Неизбежные стартовые недоработки устранены, специальный
сайт исправно функционирует, а бортовые устройства фиксируют справедливый
размер дорожных сборов, обеспечивая первые поступления в федеральный
бюджет. Тем не менее, группа самодеятельных активистов грозит новыми
публичными акциями. Не затихает и общественная дискуссия. Но, как это
часто бывает, ее участники не обладают полной информацией по обсуждаемой
проблеме.
Поедем от печки. Система «Платон»,
обеспечивающая сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом,
заметьте, режиме данных о движении автотранспорта с разрешенной
массой свыше 12 т, распространяется на все 50 774
км автодорог федерального значения. До 29 февраля 2016 г. плата
за проезд составляет 1,53 руб/км, с 1 марта следующего года
вырастет до 3,73 руб/км.
Все собранные средства оператор системы будет
перечислять в доход (внимание!) не абстрактной частной лавочки,
а федерального бюджета. С учетом размера платы Росавтодор
предполагает собирать до 50 млрд. рублей в год, которые пойдут
не на чьи-то барские прихоти, а на ремонт
и строительство дорог, регулярно разбиваемых в первую очередь,
большегрузами. Кстати говоря, на создание и введение
в эксплуатацию системы государство не потратило ни копейки.
После начала работы «Платона» прошло уже
несколько недель, а общество по-прежнему ждет «неизбежного» как нам
пророчествовали, роста потребительских цен. Подсчитаем, насколько страшен
инфляционный чёрт, которого нам с таким усердием малюют. В прессе
часто приводится расчет, основанный на путешествии 20-тонного «КамАЗа»
по маршруту Махачкала-Москва, груженного помидорами оптовой ценой 50
рублей за 1 кг. Расстояние от Махачкалы до столицы —
1924 км, в том числе по федеральным трассам — 1775 км.
Всякий, умеющий пользоваться калькулятором, подсчитает, что стоимость
автотранспортной услуги (составляющей порядка 50 тыс. рублей) вырастет
на 2,7 тыс. рублей, а оптовое удорожание помидоров составит всего
0,27%.
Или менее 13,5 коп., если в деньгах.
Смешно. Следовательно, кликушества, что «Платон», якобы, увеличит розничные
цены на 5−7%, как минимум необоснованны, а вообще-то предвзяты.
Впрочем, приведенный расчет неполный.
Во-первых, потому, что большегруз в обратную дорогу может уйти пустым,
а значит, надбавку «от «Платона» нужно умножать на два, что даст рост
конечной оптовой цены не на 0,27, а уже на 0,54%. Это,
в свою очередь, приведет к удорожанию килограмма помидоров
не на 13,5, а на целых 27 копеек, что, впрочем, также будет
незаметно даже малообеспеченному потребительскому глазу.
Во-вторых, согласно ст. 264 Налогового
кодекса расходы на «Платон» относятся к себестоимости оказываемых
услуг, следовательно, учитываются как затраты при налогообложении прибыли
легальных, подчеркну, перевозчиков. Таким образом, государство лезет
не в карманы дальнобойщиков, а перекладывает деньги
из одного своего кармана в другой.
В-третьих, не приводится сравнение
со стоимостью расходуемого топлива. Согласно Распоряжению Минтранса России
от 14 марта 2008 г. №АМ-23-р (в редакции
от 14 июля 2015 г.) норма расхода дизтоплива того самого
«КамАЗа» составляет 26 л на 100 км или ровнехонько бак (500 л)
до столицы. А если учесть, что в октябре 2015 г. литр
дизтоплива в среднем по России согласно данным Росстата стоил 34,9
рубля, то топливные расходы на путешествие до Москвы в одну
сторону составят 17 450 рублей. Если заложить расходы на «Платон»
в цену солярки, то прирост составит 15,6%. Однако в новейшей
истории страны было немало случаев, когда цены на топливо росли куда
большими темпами, однако никаких федеральных протестов дальнобойщиков это
почему-то не вызывало.
В-четвертых, дальнобойщики и пытающиеся
оседлать протестную волну чиновники, законодатели и оппозиционеры, видимо,
не знают, что цены на грузовые перевозки согласно тому же
Росстату, за год, с октября 2014 г. по октябрь
2015 г., то есть еще до «Платона» выросли в среднем
на 12,7% или в пересчете на дагестанский «КамАЗ» —
на 5,6 тыс. рублей (в сравнении с «Платоном» — более чем
в два раза). Увеличились ли из-за этого цены? Если и выросли,
то минимально. Те, кто привыкли считать в лоб, не учитывают, что
обывательский кошелек — не бездонная бочка, и если «поддувать»
цены без оглядки на снижающиеся доходы населения, потребитель однажды
откажется от покупки (вариант — приобретет не три абстрактных
помидора, а два), что приведет к убыткам и производителей,
и продавцов.
Наконец, в-пятых, дополнительные затраты
на «Платон» понесут не дальнобойщики, а мы с вами,
поскольку расходы будут переложены в стоимость перевозки, а значит,
в конечные цены, которые, как мы выяснили, увеличатся в пределах
статистической погрешности. Тогда из-за чего весь этот «антиплатоновский»
сыр-бор?
И тут мы подходим к главному.
Перечитайте начало статьи: государственный «Платон» (оператор системы
ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» — дочерняя структура
госкорпорации «Ростех») работает в автоматическом, круглосуточном,
всепогодном режиме, при этом все большегрузы должны быть оборудованы
уникальными бортовыми устройствами, позволяющими при помощи системы спутниковой
навигации ГЛОНАСС, 481 рамки и 100 мобильных пунктов контроля отслеживать
перемещения грузовых автомашин.
Это значит, что отныне передвижение всех
большегрузных автомобилей по федеральным трассам будет под постоянным
контролем, что полностью исключит теневые, неучтенные и, надо сказать, неплохо
организованные перевозки, до недавних пор приносившие огромные доходы как
производителям с продавцами, так и перевозчикам с посредниками.
Внакладе оставалось лишь государство, то есть мы с вами,
поскольку бюджет, по экспертным оценкам, ежегодно недосчитывался
до 1,3 трлн. рублей!
Одна из схем серого рынка грузоперевозок
выглядит так. По законодательству транспортировку грузов могут
осуществлять только юридические лица*. В то же время по российским
дорогам ежедневно колесят десятки тысяч нелегальных дальнобойщиков-частников,
не имеющих прямого выхода на грузоотправителей и получающих
заказы (а также деньги за работу) через посредников, называемых
«диспетчерами». Уход с рынка серых дальнобойщиков, этих «рабов большой
дороги», сулит не только достижение прозрачности отрасли и рост
бюджетных отчислений, но и увеличение доходов честно работающих
водителей, не говоря уже о повышении качества автотранспортных услуг.
«Платон» грузовым бюджетным жуликам, что
называется, наступил на хвост. Кстати, когда ЦБ намеренно ослаблял
курс рубля, по сути, обкрадывая собственное население, или когда
правительство предлагало проиндексировать страховые пенсии не на уровень
инфляции (11,4%), как предписано законодательством, а всего на 4%,
ни о каких «дальнобойных» протестах мы не слышали. Все
верно: черный рынок грузоперевозок работал при любой социально-экономической
погоде.
Вместо послесловия. Если кто-то думает, что
при помощи протестов дальнобойщиков ему удастся «нагнуть» государство,
то он либо недалек умом, либо все последние годы провел
не в России, а, скажем, на Марсе. Жизнь многократно доказала
нам, что те, кто не хотели подчиняться Закону, впоследствии имели
настолько бледный вид, что ни о каком выходе в рейс
не могло быть и речи.
Автор —
доктор экономических наук, профессор
*) Согласно п. 13 ст.2 Федерального
закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «перевозчик -юридическое лицо,
индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору
перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира
и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз
в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному
на их получение лицу».
Оригинал этого материала опубликован на сайте Свободная пресса.