Плавучий бетонный остров
Несколько дней назад на сайте «Военного
обозрения» появилась статья Владимира Поленина и Николая Хрымова, в которой
они выдвинули некую, не очень четко прописанную идею морского мобильного
аэродромного комплекса, построенного из железобетона. Авторы не очень вдавались
в детали, видимо потому, что опасались революционности своей идеи, возможной
обструкции и насмешек.
Суть их предложения сводилась от отказу от
копирования американских наработок в области создания морских авианесущих
кораблей и выработать свой, оригинальный подход в этом деле. Авиация в море
нужна, без морского аэродрома она становится не более чем авиацией береговой
обороны, и это отдает инициативу в морских операциях в руки вероятного
противника. Тем более, что и сами американцы, как указали Поленин и Хрымов,
ищут нестандартные пути развития морских авианосцев путем создания морского
аэродрома из нескольких самоходных судов-платформ, каждая из которых имеет
размеры 300 х 150 метров. Если их состыковать, то получится взлетно-посадочная
полоса, на которую может сесть даже крупный военно-транспортный самолет типа
С-17. Современные авианосцы, даже самые большие, для таких самолетов
недоступны, слишком уж они маленькие.
Очень осторожный стиль статьи, из-за которой
высказанная идея получилась очень уж размытой, достаточно ясно характеризует
атмосферу обсуждения перспективных военно-технических вопросов в России, в
которой, так скажем, самостоятельное мышление не приветствуется. Вот если
только что-то придумали американцы, то тут можно попробовать скопировать, а
самим предлагать… Между тем, всякая война является в первую очередь войной
умов, и опыт Второй мировой войны достаточно наглядно показал, что в ней
побеждают те, у кого умы лучше, раскованнее и способнее к предложению
нестандартных, необычных и оригинальных идей. Зажимать выдвижение и обсуждение
новаторских идей, пусть даже и тех, которые кажутся грандиозными и
неосуществимыми, это означает готовить себе поражение.
Поскольку концептуальная идея Поленина и Хрымова
весьма интересна и перспективна, то стоит ее конкретизировать и рассмотреть
внимательнее.
Плавучий остров
Авиация, базирующаяся в открытом море, России,
конечно нужна. Во-первых, потому что в отсутствие морских авианосцев, она
действительно обращается в авиацию береговой обороны. Во-вторых, у всех типов
российских самолетов, как находящихся в строю, так и перспективных разработок,
весьма ограниченный боевой радиус, обычно составляющий 6-6,5 тысяч км со
средней боевой нагрузкой. Дозаправкой в воздухе его можно увеличить, но тоже не
бесконечно, и в силу этого обстоятельства есть обширные акватории Мирового
океана, практически недоступные для российской авиации. В-третьих, развивать ее
традиционными, то есть американскими, методами мы не можем, в силу отсутствия у
нас подходящих по габаритам и глубинам судостроительных доков и портов, а те,
которые имеются, находятся в отдаленных регионах со слабой или отсутствующей
индустриальной базой, необходимой для строительства и содержания столь крупного
корабля, каким является авианосец.
Потому Поленин и Хрымов правы — нужен
нестандартный подход.
Они недаром вспомнили про железобетон. Еще в
Первую мировую войну был опробован метод строительства морских судов из
железобетона, который оказался доступнее и дешевле, чем строительство судна из
стали. Построить судно можно было вне судостроительного завода, на любом маломальских
подходящем участке берега, не требовалось квалифицированных рабочих.
Железобетонное судно оказывалось весьма мореходным, прочным, не ржавело и не
обрастало ракушками. Некоторые железобетонные суда все еще на плаву, например
San Pasqual, построенный в 1920 году. Из серии в 24 судна, построенных в США в
годы Второй мировой войны, на плаву до сих пор семь единиц.
Однако, в коммерческом флоте эти корабли были
невыгодны. Железобетонное судно тяжелее стального, требует более мощного
двигателя, железобетонное судно по габаритам больше стального, такой же
грузоподъемности. В общем, после Второй мировой войны железобетонные суда и
баржи строились редко.
Но для нашего проекта железобетон имеет веские
преимущества. Главное из них в том, что можно соорудить по-настоящему
гигантское судно, целый плавучий остров. Для коммерческого флота это не нужно,
гигант просто не сможет зайти в порт, а для морского аэродрома это приемлемо и
даже желательно. Такой плавучий остров может десятилетиями дрейфовать в океане,
тем более, что железобетонный корпус лучше всего подходит для стояночных
судов.
Чтобы такой морской аэродром мог принять все типы
самолетов, нужно, чтобы он имел взлетно-посадочную полосу длиной около 4000
метров и шириной около 100 метров. Тогда на него могут садиться даже
стратегические бомбардировщики, вроде Ту-95 или Ту-22М, самые крупные
транспортные самолеты, вроде Ан-124 «Руслан». К полосе также нужны
рулежные дорожки и капониры для самолетов, что к ширине самой ВПП требует еще
примерно 200 метров ширины. Исходя из этого можно выдвинуть примерно такой
облик морского аэродрома: две ВПП 4000 х 100 метров по левому и правому борту,
между ними 400 метров на рулежные дорожки, капониры и размещение необходимого
оборудования, и еще 40-50 метров между ВПП и бортом аэродрома. Итого, размеры
получатся в пределах 4000 х 700 метров. Но можно рассмотреть и более
грандиозные по размерам варианты.
Понятно, что построить такой гигант в доке нельзя
— нет такого дока. Но можно разработать особую технологию строительства, когда
килевая часть собирается прямо в море из состыкованных между собой плавучих
железобетонных барж, на которые затем монтируется весь остальной корпус
плавучего острова, палуба и надстройки, собираемые из стандартных
железобетонных конструкций, подвозимых к месту строительства баржами.
Конструкции сами по себе пустотелые, но в определенных местах корпуса, где
требуются прочные борта, переборки, перекрытия, они заполняются бетоном.
Конкретная технология строительства, конечно, будет ясна после составления
эскизного проекта.
Желательно сделать этот плавучий остров не просто
дрейфующим, но и самоходным, то есть смонтировать на нем силовую установку
достаточной мощности, например, атомную, чтобы все сооружение могло развить
хотя бы 3-5 узлов. Однако, по большей части такой морской аэродром будет
дрейфующим, а силовая установка будет работать в режиме генерации
электроэнергии. Плавучий остров не предназначен для захода в порты, все
необходимое для его функционирования подвозится к нему кораблями, то есть он
сам по себе является своего рода плавучим портом.
Спектр возможностей
Да, это будет впечатляющее строительство. Но
такой плавучий остров дает немало военных и хозяйственных преимуществ.
Во-первых, как указали Поленин и Хрымов, можно будет отодвинуть дальний рубеж
воздушной обороны в Баренцевом и Беринговом морях далеко в открытый океан.
Во-вторых, такой плавучий остров, будучи выдвинутым в центральную часть Тихого
или Атлантического океана, позволит контролировать воздушное пространство почти
над всем океаном, причем делать это неограниченно долго. В-третьих, он может
быть носителем не только самолетов, но и разнообразного ракетного оружия:
зенитных, крылатых и баллистических ракет (если в конструкции предусмотреть
блок размещения ракетных шахт). В-четвертых, если это предусмотреть
конструкцией, плавучий остров может быть плавбазой для надводных военных
кораблей и подводных лодок, а также для флота глубоководных аппаратов. В-пятых,
плавучий остров может быть перевалочной базой для переброски сухопутных сил с
техникой с одного континента на другой.
Иными словами, это будет ядро морских, воздушных
и сухопутных сил, которое можно будет выдвинуть в любой район океана, к любому
континенту. Эта штука может изменить всю мировую геополитику. Таких
возможностей сейчас не дает ни одна другая военная разработка, как состоящая на
вооружении, так и перспективная.
Впрочем, у такого плавучего острова может быть
целый спектр мирного применения. Аэродром в море существенно облегчает
пассажирские перелеты между континентами; самолеты могут садиться на него для
дозаправки. В особенности это будет важно для освоения Антарктиды. У России
появится практическая возможность приступить к более масштабным работам на этом
континенте, например, за счет возможности быстрой авиационной переброски
тяжелых грузов и оборудования. Наличие постоянной воздушной и морской базы в
открытом океане сильно содействует развитию океанологии, развитию глубоководных
технологий. На базе подобного плавучего острова может быть сооружен
экваториальный космодром. Это далеко не полный список открывающихся возможностей,
которые станут актуальными, если научиться проектировать и строить подобные
плавучие острова.
Так что мысль Поленина и Хрымова весьма интересна
и ее стоит проработать хотя бы в эскизном варианте. Возможно, что не сразу
получится построить плавучий остров требуемых размеров, но сама по себе
реализация такого проекта вовсе не выглядит чем-то совершенно неосуществимым.
Россия не имеет сейчас технической возможности прочно установить свое
присутствие в океане, но вот такие плавучие острова-аэродромы могут ввести
Россию в категорию морских держав, без кавычек и оговорок.
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.