Показываем перспективу
Как появилась идея проекта «Профиград — город профессий»? Я преподаватель ННГУ имени Лобачевского. Имея дело с высшей ступенью образования, вместе с моими коллегами я столкнулась с такой проблемой – немалая доля студентов приходит к нам чисто случайно. Одни выбрали профессию потому, что на этот факультет пошел друг, потому что это престижно, что это модно. Еще один вариант – «прошел по баллам».
Люди оказываются не на своем месте, в то время как в жизни самое важное – определить, с кем ты будешь жить и чем ты будешь заниматься. И если с первым мы помочь не можем, то по поводу того, где и кем работать, хотелось бы дать ребятам более или менее объективную картину: кто работает в Нижнем Новгороде, чем занимается. То есть, географию региона, спектр предприятий – и вообще могут ли ребята найти здесь себе место.
Место найти, конечно, можно. И жалко, если из региона уезжают сильные ребята – медалисты, те, кто поступают в московские вузы, а потом часто даже уезжают за рубеж.
Предприятия сегодня стараются ковать себе кадры уже начиная со школьной скамьи. Наверное, не все ребята решат для себя в десятом и одиннадцатом классе, куда они пойдут. Но, по крайней мере, они будут иметь представление о своих возможностях.
Проект «Профиград — город профессий» кроме всего прочего расширяет их кругозор. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И эта наглядность дает большой эффект.
Если мы говорим о промышленных предприятиях, например о принадлежащем концерну «Алмаз-Антей» заводе 70-летия Победы, то мы им очень благодарны, потому что профориентация здесь стоит на очень высоком уровне. Мы замечательно с ними сотрудничаем. Предприятие закрытое. Но в учебном центре собрана хорошая производственная база – те же станки, которые работают на предприятии. И дети видят – вот он, робот-сварщик, вот разница его работы и работы обычного сварщика, разница существенная. И они видят этого робота в действии.
Да, ребята отрывают людей от работы. Но это знакомство школьников с производством в будущем даст очень важные результаты.
С нами сотрудничают более пятидесяти предприятий – это не только Нижний Новгород, но и Борский стекольный завод, предприятия в Дзержинске и в Кстово, хотя выезжать туда из областного центра с учетом пробок непросто.
В проекте принимают участие все школьники – с первого по одиннадцатый классы. Чем они отличаются от советских школьников? Все они хотят зарабатывать большие деньги. Иногда складывается впечатление, что каждый хочет получить после института министерский портфель как минимум.
Ребята очень много интересуются IT-технологиями. С нами сотрудничают Intel и «Мера», Нижегородский институт информационных технологий. Это образовательная платформа, в которую можно пойти и дальше выбирать себе профессию.
Меняется отношение и к инженерным специальностям. Опять же, немалый вклад в это вносит «Алмаз-Антей». Ребята уже понимают, что это не грязная работа, а уважаемый и высокопрофессиональный труд.
Есть и предприятия фармацевтического кластера, например, «Нижфарм». Но туда мы водим далеко не всех, а лишь особо отличившихся, тех, кто действительно может быть востребован на этих предприятиях – победителей олимпиад по биологии и химии. Цикл там достаточно закрытый, наглядности там не много. И пока он идет, ребятам рассказывают, что происходит – и они благодаря полученной базе знаний уже могут это понять.
У нас большая база людей, которые могут передать свои знания, и совместно с ними мы разрабатываем различные программы по созданию ресурсных центров, мини-производств и т.д. Но все это еще в перспективе.
Проект «Профиград» включает в себя не только экскурсионные выезды школьников. Мы проводим для старшеклассников круглый стол, это мероприятие собирает раз в год учеников с восьмого по десятый классы, потому что в одиннадцатом уже все понятно. В прошлом году базой для круглого стола стала 176-я школа, чей зал вмещает пятьсот человек спокойно – и был полный зал, то есть, это школьникам интересно.
Была служба занятости, кадровые агентства, Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей, руководители различных предприятий (мы постарались, чтобы они представляли разные отрасли), а также представители техникумов и вузов. Нам бы очень хотелось, чтобы дети получили объективную картину рынка труда. По результатам мероприятия было очень много вопросов, ребята подходили и говорили с представителями вузов и предприятий – насколько реально, что после окончания вуза они могут оказаться именно на конкретном предприятии и каковы у них перспективы дальнейшего роста.