«Покупай нижегородское»
За последние годы Нижегородская область встала на устойчивый путь экономического
развития, в чем, на мой взгляд, немалая
личная заслуга губернатора Валерия Шанцева.
Нижегородская область остается одним из лидеров среди регионов РФ по темпам роста объема ежегодно привлекаемых инвестиций
(в том числе и иностранных). Текущая ситуация в мировой экономике диктует
практически всем государствам улучшать инвестиционный климат, так как поток
денежных средств из других стран может за очень короткий промежуток времени
преобразить страну, сделать возможными те реформы, на которые внутренних
средств могло просто не хватать. Такая политика должна вестись на всех уровнях
власти. В Нижегородской области данный процесс отлично организован.
Основной претензией зарубежных инвесторов к России
является высокий уровень коррупции и
низкая степень прозрачности
взаимодействия бизнеса с властями
(собственно, это один из факторов процветания коррупции). В Нижегородской
области борьба с этими двумя проблемами идет высокими темпами. Перевод
документооборота в онлайн и внедрение системы «одного окна» привели к тому, что
намного увеличилась прозрачность взаимодействия, снизились временных издержки
граждан и, соответственно, стало намного меньше возможностей для коррупционных
действий. Во многих экспертных рейтингах по данной тематике эти изменения были
по праву оценены, что привело к значительному улучшению позиций Нижегородской
области. Привлечение инвесторов теперь идет достаточно высокими темпами. Стоит
отметить, что данная политика по привлечению инвестиционного капитала
становится базой для модернизации и расширения производственного комплекса. В
регионе действует Инвестиционный совет, который обеспечивает эффективную
коммуникацию между властями Нижегородской области и другими структурными
подразделениями. Таким образом, достигается максимально выгодное расходование
средств на инвестиционные проекты. Срок оформления всей документации для
инвестора сократился с нескольких лет до 2-3 месяцев, что привлекает все больше
и больше инвестиций в регион.
Госдолг к собственным доходам бюджета 2012 года составляет чуть
более 60%, а это на 5% ниже установленного предела (65%). Кстати, ограничение,
установленное в регионе, по сравнению с
другими областями ПФО, очень жесткое. В Татарстане, например, установлен предел в 98%
от собственных доходов, в Кирове – 90%.
Стоит отметить, что номинальный ВРП региона в последние пять лет, включая
кризисный 2009 год, растет со средним темпом в 11,5%, что значительно выше темпов роста данного показателя по
России в целом. При сохранении текущих темпов заимствования и роста ВРП, скорее всего, отношение госдолга к собственным доходам будет постепенно снижаться, и на его
обслуживание будет требоваться все меньше
средств из бюджета области.
К примеру, при росте ВРП региона в ближайшие 5 лет в среднем на 5% в год госдолг региона к собственным доходам бюджета в 2016 г. составит 39% против
нынешних 47%, даже без принятия каких-либо специальных мер. При этом и
величина долга в 50-60% доходов бюджета
не является для региона «критической», она
соответствует 5% от регионального ВРП, против 9,2% от ВВП для РФ, 81% —
для Германии, 86% — для Франции, 104% —
для США. В целом, Нижегородская
область даже может нарастить темпы
заимствований, если это понадобится для стимулирования экономического роста.
В принципе, в самом факте госдолга ничего страшного, рискованного нет.
Главный вопрос — не в том, сколько
занимать, а в том, на что идут заемные деньги. Если все деньги будут
направлены на финансирование оперативных расходов, то есть «проедаться», тогда
это безусловный негатив, а если на структурное развитие экономики и повышение качества жизни населения, то
займы являются тем самым финансовым рычагом, на котором построена вся рыночная экономика. В
качестве примера можно привести потребительские кредиты: если деньги занимаются
в банке и тратятся на повседневные нужды, то такой подход со временем приведет
в «долговую яму», если же берется ипотека, то это вложение в улучшение качества
жизни заемщика – въезжаем в новый дом уже сейчас, а платим по частям без
особенного ущерба для семейного бюджета.
Областное правительство занимает деньги под крупные проекты – дорожный фонд (одна из ключевых российских
проблем), метрополитен, выстраивание системы преференций для промышленных
предприятий. В этом случае займы
помогают безболезненно наложить существенные издержки на структуру
будущих доходов и расходов.
Конечно, сегодня во всех регионах страны следят за
выполнением указов президента. И одним из лидеров по данному направлению
является Нижегородская область. Одно из самых важных достижений региона –
превышение в 4 раза средней по России доли внутренних затрат на исследования и
разработки (4,8% против 1,2%). Стоит отметить, что президент ставил задачу
достичь 1,77% по РФ до 2015 года. Отрадно, что область не планирует
останавливаться на достигнутом. Губернатор Шанцев
поставил задачу довести показатель до 5,1%, что, по моему мнению, является
реально задачей.
Прирост количества высокопроизводительных рабочих
мест за 2012 год в Нижегородской области
составил 54,3% при среднем по РФ значении
– 16%. Развитие инновационного производства – важный фактор, который должен обеспечить долгосрочное развитие
страны, конкурентные преимущества на внешних рынках, постепенное замещение импорта отечественной продукцией, увеличение
средней производительности труда. В этой сфере область показывает отличные
результаты.
Много внимания в регионе уделяется поддержке малого и среднего бизнеса, который является мотором
развития розничной торговли, т.е. необходим при росте совокупного реального дохода населения. Таким образом, мы приходим к развитию другого важного направления – внутреннего спроса в РФ.
Из проблем, которые в ближайшее время могут встать перед Шанцевым,
стоит выделить общее замедление темпов роста ВРП РФ, что вызывает снижение
интереса западных инвесторов к российской экономике. Некоторые сложности есть и
у сельского хозяйства из-за вступления нашей страны в ВТО. Однако, думаю, все
эти проблемы будут решены, если правительство региона продолжит работу по
поддержке отечественных производителей и поощрению малого и среднего бизнеса.