Процесс ожидания завершается
Я
бы не стал выделять отдельно какие-то знаковые процессы,
происходившие в регионе в ушедшем году, потому что в 2012-м регион
жил в некоем процессе ожидания. Все ключевые процессы происходили на
федеральном и на международном уровнях.
Прежде
всего — избрание Владимира Путина президентом Российской Федерации на
новый срок, различные акции протеста, которые начали происходить в
Москве и в регионах, последовавшая на эти процессы реакция власти, в
том числе — в виде принятие ряда законов.
На
международном уровне было принятие «акта Магницкого» и,
соответственно, реакция России на этот законопроект.
Эти
фундаментальные вещи, которые лежат на поверхности, обусловили то,
что регионы смотрели на Москву — что происходит и будет происходить в
столице и, соответственно, как это все потом отразиться на жизни
региона. Ключевым вопросом здесь было определение некоей стратегии,
вектора движения страны, курса, который выберет федеральная власть. И
весь год прошел под этим знаком.
Курс
этот сейчас начинает прорисовываться. Это интеграция на постсоветском
пространстве, это «движение на Восток», наведение порядка
внутри страны, в том числе — борьба с коррупцией, приведение к
некоему общему знаменателю происходящих в государстве процессов.
Означает
ли это, что если в региональной политической жизни возникнет какое-то
движение, оно будет обусловлено исключительно федеральными
процессами? Нет, просто в данном случае происходит борьба неких
концепций, тенденций развития страны и направлений этого развития.
Когда этот процесс приобретет большую стабильность, вектор движения
будет спущен на региональный уровень. И для регионов, в том числе — и
для Нижегородской области — будет более понятно, в каком направлении
двигаться.
Региональную
политическую жизнь могут определить и изменить уже в текущем 2013
году, безусловно, и какие-то внутренние события — такое, например,
как ожидаемые в 2015 году выборы губернатора Нижегородской области.
После
избрания на новый срок президентом Владимира Путина были проведены,
на мой взгляд, значительные реформы в политической системе,
касающиеся политических партий, выборов губернаторов. Возможно, также
будут возвращены и выборы глав муниципальных образований.
Изменения
в политической системе происходят — и довольно значимые.
Соответственно, в перспективе будет многое зависеть от жителей
региона, от региональной общественности. Мы уже видим, что
общественные процессы имеют место быть. Они могут быть связаны с
изменениями в сфере экономики — негативными. Могут быть, в
частности, связаны и с негативом в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, который вызывает протесты у граждан.
Все
эти факторы и будут сказываться на общественно-политической жизни, в
том числе и прежде всего — в регионах. Соответственно, от этой
ситуации будет зависеть, например, выборность тех или иных чиновников
или их невыборность на те или иные должности.
Могут
ли события в Дзержинске, которые происходили в 2012 году в
Нижегородской области, служить примером не просто знаковых для
региональной общественно-политической жизни, но и событий
«трендовых»? Или же Дзержинск является исключением из
общего российского федерального политического процесса?
Дзержинская
ситуация достаточно противоречива. С одной стороны, она показывает,
что вроде бы систему местного самоуправления пытаются привести в
состояние некоего порядка, ведутся активные разговоры о возвращение
системы выборности глав российских городов и муниципальных
образований.
В
Дзержинске же местные депутаты решили изменить систему прямых выборов
мэра на систему непрямых — из числа депутатов и установить институт
сити-менеджера. А потом к 2015-му году изменить ее опять на прямые
выборы по какой-то другой схеме.
Противоречия
этих процессов очевидны. И всю эту историю, мне кажется, нужно
рассматривать исключительно в контексте ситуации в конкретном
Дзержинске. Политическая картина в городе химиков не типична для
России в целом. В Дзержинске случилась из ряда вон выходящая история.