





Работа на опережение
Надежда Отделкина, уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской
области:
Сегодня обсуждается общественный проект концепции семейной
политики, разработанный депутатами Государственной Думы совместно с
общественными организациями. И мне очень приятно, что взят курс на благополучную
семью, потому что еще в 2003 году, разрабатывая концепцию семейной политики
Нижегородской области, Правительство региона ставило своей стратегической целью
именно успешную семью и создание условий для развития ресурсности
таких семей. Эта направленность – лучшая профилактика любых асоциальных явлений
и любого неблагополучия.
И результаты этой работы на уровне региона сегодня очень
заметны. Если взять рейтинг субъектов федерации по динамике семейного
устройства за первое полугодие 2012 и 2013 года, то общероссийский показатель –
4,7 процента, а в Нижегородской области – 9,1 процента. По динамике усыновления
увеличение соответственно – на 22 процента и на 26 процентов. По передаче детей
в приемную семью показатель по России в целом – 21 процент, по Нижегородской
области – 25 процентов.
Я не раз могла убедиться, что в детских домах Нижегородской
области идет активная работа по социальной адаптации детей-сирот, их
социализации и подготовки к самостоятельной жизни. В учреждениях оборудованы специальные комнатами
для социально-бытовой реабилитации и социализации, — там очень много оборудования
и предметов быта, позволяющего подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Но
«повторенье – мать ученья», и такие мероприятия, как инструктаж для
детей-сирот, будущих новоселов, очень полезны. А если они будут проводиться в
районах на системной основе – это будет совсем здорово. Ведь когда ты
действительно начинаешь жить самостоятельно, возникает очень много разных вопросов.
Не надо забывать и о том, что дома, которые строятся для детей-сирот в
Нижегородской области, – это жилье, возведенное и оборудованное по современным
технологиям.
Вообще в последнее время в Нижегородской области для
реабилитации детей-сирот делается очень многое. В последнее время приняты ряд
важнейших федеральных законодательных актов, направленных на улучшение
положения детей-сирот. Но основой вопрос, который мы обсуждали с
уполномоченными, в том числе, в Грозном, на всероссийской конференции «Крепкая
семья – основа государства», — это необходимость принятия на федеральном уровне
нормативных документов, связанных с регулированием отношений в сфере поддержки
семьи, ее сопровождения в случае трудной
жизненной ситуации. Пока даже не установлен норматив – сколько должно быть
специалистов в этой системе на определенное количество детского населения. Но
все сошлись во мнении, что нынешнее количество специалистов, работающих в
данной сфере, крайне недостаточное. Требования к ним, разрабатываемые на
федеральном уровне, очень высокие, и если центр примет федеральный стандарт, он
должен разработать и программу подготовки их в системе профессионального
образования, создать условия для этой категории специалистов, которые крайне
востребованы.
В Нижегородской области принят ряд дополнительных мер в сфере
опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, на уровне региона
приняты свои нормативы численности специалистов, но необходим и единый подход
на уровне федерации. Что касается взаимодействия, совместной работы с органами
опеки и попечительства, то у меня ни в одном из районов не было проблем при
решении вопросов с детьми-сиротами. Все решалось очень оперативно и – главное –
компетентно, во взаимодействии со специалистами и министерства образования, и
администраций.
За последнее время в регионе очень многое сделано для того,
чтобы минимизировать проблемы, связанные с изъятием детей из семьи. Далеко не
во всех субъектах федерации принят такой документ, как постановление
правительства Нижегородской области, которое звучит грозно, но очень хорошо в
применении: «Об утверждении Положения о порядке отобрания ребенка у родителей
(законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».
Этот документ зарегламентировал межведомственное
взаимодействие всех субъектов профилактики в регионе, определил пошаговые действия каждой
структуры, а также комиссионность при принятии
решений, то есть, мы ушли от ситуации субъективизма.
Если раньше, когда имелась угроза жизни ребенка, его изымали
из семьи, отправляли в приют и начинали подготовку документов о лишении
родительских прав, то сегодня появилось такая мера, как «временное помещение в
приют». Это позволяет проводить очень активную работу по восстановлению
семейных отношений, отношений между родителями и детьми. Ведь проблемы
возникают по самым разным причинам. И мы подключаем разные структуры социальной
защиты, системы здравоохранения, чтобы минимизировать риски, которые несет
изъятие ребенка из семьи.
Этот документ снизил до тридцати процентов те показатели,
которые были у нас раньше и по ограничению родительских прав, и по лишению
родительских прав. И в моей практике уже было немало таких случаев, когда семью
удавалось спасти, например, с помощью лечения родителей и кодирования их от
алкогольной зависимости. Ведь самый большой процент (90 процентов) таких
неблагополучных семей связан со злоупотреблением родителей спиртными напитками.
У нас 2 700 семей стоят на профилактическом учете в
подразделениях по делам несовершеннолетних как семьи, находящиеся в социально-опасном положении, в «группе риска». В таких случаях
мало проводить профилактическую работу, нужно контролировать весь процесс.
И вопрос о необходимости лечения родителей от алкоголизма и
наркомании по решению суда, на мой взгляд, должен быть рассмотрен на
федеральном уровне.
За что я люблю наши региональные программы – они работают «на
опережение». Не на сиюминутное решение проблемы, а на перспективу. Казалось бы,
какое отношение к этому разговору имеет программа поддержки молодых
специалистов? Но по этой программе, действующей в регионе с 2006 года, уже
более 3 тысяч молодых специалистов привлечено в системы образования и
здравоохранения. Мы ставим молодого специалиста в такие бытовые условия, где он
может создавать семью – и такие семьи возникают, есть даже многодетные семьи.
Это тоже работает на профилактику семейного неблагополучия.
А та же программа по строительству ФОКов
– она позволяет с малых лет привить детям вкус к здоровой жизни. Это те самые
опережающие программы профилактического воздействия. В этом и заключается
секрет перспективной семейной политики.


