Сахалину повезло
Я встречался с Валерием Лимаренко единственный раз в жизни, но довольно продолжительное время. Было это в 2003 году, на выборах депутатов Государственной Думы. Он тогда был начальником избирательного штаба «Единой России» по Нижегородской области, а я его первым заместителем.
Поскольку Лимаренко был новичок в организации избирательных кампаний, а я к тому времени имел достаточный опыт, то мне было помимо работы интересно наблюдать еще и за его действиями на посту руководителя, на новом поприще.
Думаю, эти наблюдения можно использовать и в качестве прогноза относительно предстоящей Валерию Игоревичу работы в качестве губернатора Сахалина.
В самом начале, когда еще только организовывался избирательный штаб – меблировка, оборудование и так далее, – руководители местной «Единой России» и люди, курировавшие выборы, пообещали помочь с оснащением штаба. Пообещали – и ничего не сделали. Выяснилось это в моем присутствии – один из высоких начальников сказал: «Да ладно, обойдетесь так».
Лимаренко сказал: «Хорошо, я на эту тему разговаривать с Вами не буду, но все это сделаю – я из своего кармана оплачу». И он больше никого не просил и закупил на свои деньги компьютеры и мебель. Да, у него была такая возможность, были ранее заработанные деньги. Но я ни разу в жизни – ни до, ни после – не видел, чтобы руководитель решил проблему, которую считал важной, в ущерб своему благосостоянию. Это первый эпизод.
Второй был таким. Все региональные штабы «Единой России» замыкались на центральный, московский. И центральный штаб, видимо, чтобы показать свою значимость, требовал от руководителей региональных штабов еженедельные письменные отчеты по всем направлениям работы – начиная от организационно-методической и кончая тонкими техниками работы с населением.
Если бы эти требования исполнялись, региональным штабам некогда бы было заниматься реальной кампанией. К тому же отчеты обычно нужны для анализа и обратной связи, но необходимость изучать и систематизировать восемьдесят два отчета по всем направлениям лишали бы центральный штаб возможности оперативного управления. Все отчеты будут складываться в урну, о чем я сразу и заявил, но в Москве даже слушать не хотели: «Нам люминево. Сказали писать отчеты – значит, пишите, иначе мы с вами по-черному разберемся».
Что обычно делали руководители штабов, с которыми я работал до и после Лимаренко? Все топали на сотрудников ногами: «Как хотите, но в первую очередь напишите и отправьте отчет, а уже потом занимайтесь населением».
А Лимаренко предложил создать внутри штаба маленькую группку, которая писала бы никому не нужные и тупые, но внешне грамотно оформленные отчеты. Остальные при этом получают возможность спокойной реальной работы с населением.
Некоторые члены штаба отнеслись к этой идее с сомнением, но Лимаренко всех успокоил, заявив, что берет всю ответственность на себя. Опять же, первый раз я увидел руководителя, который, понимая, что Москва может стереть в порошок любого регионального руководителя, не заявил: «Смотрите, если что, вы будете виноваты», а взял ответственность на себя и дал нам возможность работать. Москва же получала требуемые отчеты, которые, как заведомо было понятно, никто не читал.
Еще один эпизод был связан с конфликтом, который случился у меня в Москве с одним из высоких, но мало понимающих в проведении выборов партийных начальников, который к тому же не взял на себя труда разобраться в конкретной ситуации.
Тогда нас с Лимаренко вызвали в полпредство к Любови Глебовой, где прозвучало требование избавиться от первого заместителя главы регионального штаба. Другой начальник тут же встал бы на сторону госпожи Глебовой. А Валерий Лимаренко сказал: «Прежде чем о чем-то судить, нужно прежде изучить ситуацию. Я ее изучил, и я другого мнения». В ответ было «Да как Вы смеете?!.» и бесконечная словесная эскапада. Лимаренко спокойно сказал: «Все. Разговор окончен».
Это тоже для меня показатель, что человек мыслит как руководитель, а не как чиновник, который трясется за свое заднее место.
И можно с уверенностью сказать, что Сахалин получил достойного губернатора, который не будет прятаться за своих подчиненных, если что-то случится, будет отстаивать плановые показатели, которые будут утверждены и спланированы коллективным образом. И при планировании их он не будет зевать и думать, как бы пойти на обед побыстрее, а будет активно участвовать в процессе планирования.
Здесь, конечно, имеет значение и первичное инженерное образование, и достаточно хороший менеджерский опыт, но даже при всем при этом чиновники начинают трястись за свое кресло. Лимаренко такой тряски демонстрировать не будет ни перед кем. Даже, может быть, перед президентом.
В этом смысле Сахалинской области очень повезло и я очень рад за жителей региона.
Жалко, конечно, что Лимаренко не стал руководителем нашей области, потому что с нашей областью он сжился, долгое время жил и работал в Сарове и везде зарекомендовал себя достойным образом. Но что делать, у нас молодой руководитель, и, возможно, со временем он станет таким же знаковым, как Валерий Лимаренко.
Отмечу, что я в своей оценке максимально объективен, поскольку ни до того, ни после я с ним больше ни разу не встречался. У нас были только рабочие отношения и только в период той избирательной кампании.
Думаю, что в перспективе 2024 года, если в стране не произойдет ничего сверхэкстремального, Лимаренко вполне может занять высокий пост в правительстве России – пост вице-премьера или даже премьера. Дмитрий Медведев, скорее всего, станет президентом, а на премьерскую должность я более достойных людей в настоящее время пока что не вижу.