Символический капитал Нижнего Новгорода
Я не первый человек, который занимается зданием Музея нижегородской интеллигенции, экспозиция которого три года назад перенесена в выставочное пространство «Покровка,8» на Большой Покровской. И, поскольку я часто работаю с историческим наследием, мне приходится общаться с жителями, которые защищают и стараются сохранить свои исторические деревянные дома, с активистами, которые помогают в этой работе, беря на себя в том числе юридическую составляющую.
Так я познакомился с Иваном Богомоловым и Сергеем Сипатовым, — первый снял целый фильм о квартале 1833 года, где находится здание Музея нижегородской интеллигенции, второй водит там экскурсии, пытался издать целый каталог, посвященный этому кварталу.
Это продолжатели дела, начатого бывшим директором музея Татьяной Казанской, мечтавшей о том, чтобы весь островок, анклав деревянной усадебной застройки вокруг музея превратился в туристическое пространство, где люди могли бы отдыхать, учиться, где интересующиеся – и наши соотечественники, и зарубежные гости – могли бы познавать российскую культуру.
Здание музея не использовалось три года, в нем не было ни электричества, ни отопления, поэтому оно находится в не лучшем состоянии. Тем не менее, оно пригодно для использования, по той причине, что мы находимся в этом здании на легальной основе – мы арендуем его на срок проведения выставки. Оно может эксплуатироваться, с ним можно работать и переосмыслить его для каких-то будущих целей.
Я сравниваю открытие нашей выставки с заездом в новую квартиру, которую ты купил, делаешь ремонт и будешь наполнять ее какой-то мебелью, какими-то вещами. Часть художников рассуждает на тему первого музея – он был открыт ровно 50 лет назад как Музей сестер Невзоровых, посвященный нижегородским марксистам, очень известным в дореволюционной России. Уже потом он превратился в Музей нижегородской интеллигенции. Поэтому часть художников рассуждает о советском, об авангардном марксистском прошлом. Тем более что сейчас юбилей революции и интересно переосмыслить историю музея не с точки зрения политической повестки, а с точки зрения культурных кодов, которые мы порой пытаемся либо забыть, либо скрыть, либо не считаем их интересными.
Здание Музея нижегородской интеллигенции – это не какая-то жемчужина, но вокруг него есть символический капитал, который очень важен. Это место, где жили определенные люди, и это именно та характеристика, которая говорит о ценности для нас всех этих зданий.
Бо́льшая часть средств, на которые организован проект «Обратно домой» — это деньги московских институций, московских меценатов, это не нижегородские деньги. С одной стороны, это хороший критерий, с другой стороны, очень жалко, что нам приходится использовать интерес к нашему наследию людей из другого города.
Мы все очень точно рассчитали, чтобы имеющихся средств точно хватило на проект. Ориентировочно он обойдется в восемьсот тысяч рублей – это если говорить о полном сопровождении – с печатью, с произведениями, в том числе и с приглашением художника из Эстонии, который обладает очень интересным опытом. Однажды она получила историческое деревянное здание, где жили ее предки, и вместо того чтобы год делать ремонт, решила открыть там свой музей и в рамках ремонта постепенно преобразовывать пространство, водить людей, продавать какие-то сувениры, делать экспозицию, осмыслять свой собственный дом и свое в нем пребывание.
Сколько потребуется средств, чтобы музей жил не только в рамках одной выставки, а постоянно? Таких подсчетов мы не делали. Чтобы заниматься капитальной деятельностью в таком пространстве, нужно понимать зачем, будет ли результат востребованным. Будет ли востребована рекреационная зона в пакгаузах на Стрелке? Большой вопрос. Все зависит от того, кто и как этим занимается. То же касается и Музея нижегородской интеллигенции. Можно выкопать весь квартал и перенести в другое место, стереть здесь память о нем, поставив большую парковку. А можно сделать место, где будут и новые рабочие места, и туристическая привлекательность.
Когда я общался с экспертами из Германии и Англии, они говорили, что для небольших городов (даже миллионников, но небольших) очень важно разрабатывать креативные технологии, которые нивелируют географическую позицию – связи, экономические условия, связанные с региональными городами – и создают новые центры привлечения. Люди начинают приезжать сюда и работать только по той причине, что здесь есть уникальная креативная деятельность.
Сегодня этого в Нижнем Новгороде очень-очень мало. Есть Арсенал – это очень привлекательный для многих объект. Но я не знаю, что назвать еще.