Системный подход
В течение 2014-2015 годов в Нижегородской области не было
зафиксировано ни одного обращения по снижению социальной защищенности ребенка и
семьи, по невыплате пособий и компенсаций. Это говорит о том, что все
государственные обязательства, которые приняты сегодня на уровне регионального
правительства, выполняются в полном объеме.
Когда готовился доклад о положении детей и семьи в
Нижегородской области, мы промониторили все основные направления поддержки
детей, которые гарантированы сегодня федеральным и региональным
законодательством – нигде не произошло снижения уровня социальных гарантий,
действовавших на протяжении последних пяти-восьми лет
Даже все приоритетные социальные программы, принятые еще до
санкций, не свернуты, а продолжают продвигаться. В частности, я считаю важным
то, что развитие сети учреждений для детей – перинатальных, родовспомогательных
– строительство и реконструкция которых были заложены еще в предыдущие годы,
ведется в соответствии с планами.
Показатели прошедшего года свидетельствуют, что в регионе
повышается рождаемость, снижается смертность, то есть, динамика качества жизни
ребенка по основным показателям имеет позитивные характеристики. Я это увязываю
с последовательной, системной и правильно выстроенной социальной политикой
руководства региона во главе с губернатором Валерием Шанцевым, эта политика
позволяет сдержать любые риски, связанные с введением в отношении нашей страны
санкций.
Приятным фактом является и рост числа многодетных семей в
Нижегородской области. Когда я начинала заниматься работой в системе соцзащиты,
многодетных семей было двенадцать тысяч, сегодня их – более семнадцати тысяч. И
самое приятное то, что в структуре многодетности растет число семей с тремя
ребятишками, что говорит о том, что это молодые семьи. Это позитивный фактор –
молодежь не боится третьего ребенка, что является прямым следствием правильно
выстроенной в регионе социальной политики. Надо подчеркнуть, что в
Нижегородской области многие документы предполагают начало поддержки семьи,
начиная не с третьего, а со второго ребенка. Материнский капитал выделяется
также начиная со второго ребенка, а не с третьего, как в других регионах. И
если мы посмотрим на демографическую составляющую, то увидим, что больший темп
рождения детей у нас касается именно второго и третьего ребенка в семье.
Я очень люблю программу строительства
физкультурно-оздоровительных комплексов в Нижегородской области. Мы – первый
регион, который начал реализовывать такую широкомасштабную программу. И когда я
бывала на различных всероссийских совещаниях и конференциях и приводила этот
пример, многие просто не верили, что это возможно. А сегодня в регионе уже 27
ФОКов, 24 – в районах. И это колоссальное продвижение самой идеи формирования
здорового образа жизни. В начале реализации этой программы многие из нас не
осознавали значение ФОКов как центров культурного развития территории. А
сегодня, когда на федеральном уровне принято множество документов, направленных
на профилактику асоциальных явлений и во главу угла ставится здоровый образ
жизни, понимаешь, насколько стратегически верным был курс, взятый губернатором
Валерием Шанцевым и правительством региона.
Многие вещи, которые делались в Нижегородской области, носили
опережающий характер и были связаны с внедрением очень важных
социально-государственных программ, которые и должны приносить позитивный
социальных эффект, повышающий качество жизни как населения в целом, так и
качества жизни ребенка и семьи в частности.
Съезд уполномоченных по правам ребенка, который прошел в
Нижегородской области в апреле прошлого года, показал, что по очень многим
позициям наш регион выглядит привлекательно с точки зрения не только стратегии,
но и тактики внедрения социальных программ. Не случайно, что мы стали одним из
первых регионов, где открыт центр одаренных детей. Задача этого центра – не в
том, чтобы собрать кучку способных ребятишек и дать им элитное образование. Это
очень четко выстроенная система каждого образовательного учреждения на
выявление действительно очень талантливых ребятишек с задатками уникальных
возможностей. И самое главное – в том, что эта работа ведется системно на селе.
Этот центр был организован в первую очередь для глубинки, для
тех ребятишек, которые учатся в отдаленных школах области. Возможность для
ребенка получить уникальные знания уже в системе образования этого центра и
дальше продвинуться по профессиональным приоритетам, а затем применить свои
знания в различных отраслях народного хозяйства – это очень стратегически
выверенная система образования, которая в конечном итоге и создает возможность
получать высококвалифицированные профессиональные кадры. Подобные центры
создаются и в других регионах, но в Нижегородской области приоритетом
изначально было создание возможностей для тех ребят, которые при наличии
необходимых способностей не имели возможности получить достаточное количество
знаний.
Нижегородские ребята регулярно попадают на международные
олимпиады – по информатике, по физике и другим точным наукам. Это говорит о
том, что на протяжении многих лет сложилась хорошо выверенная система работы.
Есть в Нижегородской области и программы, направленные на
развитие педагогического сообщества – это и гранты, для различных учреждений и
педагогов, что также дает определенные стимулы и способствует повышению
качества образования.
Нельзя не сказать и о завершенной программе поддержки молодых
специалистов – педагогов, медиков, спортивных работников, получающих
комплексную поддержку, от хорошей заработной платы до своего дома и транспорта
– такого я не видела ни в одном российском регионе. Она помогла создать в
районах области новый слой сельской интеллигенции, причем благодаря этой
программе появились и молодые многодетные семьи. То есть, социальный эффект от
программы оказался даже шире ожидаемого.
За два года моей работы на посту уполномоченного по правам
ребенка в Нижегородской области не было ни одного случая, чтобы какой-либо
орган одной из ветвей власти или какое-либо ведомство не отреагировали на наш
запрос, не подключились к решению обозначенной нами проблемы. Я не кривлю душой
– нам помогали всегда оперативно и профессионально, в соответствии с
действующим законодательством.
В то же время, как это ни странно, межведомственное
взаимодействие – это то, чего порой все же не хватает, чтобы вопросы решались
до того, как человек обратился к уполномоченному. Проблема всегда находится не
в том или ином ведомстве, а на стыке их компетенций. А когда мы обращаем на это
внимание, то вопрос быстро решается, все выполняют предписанные законом задачи.
К сожалению, приходится еще сталкиваться и с такими
ситуациями, когда применение действующего федерального, регионального и
муниципального законодательства на практике либо не срабатывает, либо практика
применения является уже несовременной. Однако после нашего вмешательства тот
или иной орган выступает с предложением внесения изменений в закон, убирая
риски несоблюдения прав ребенка и семьи. В качестве примера можно привести
такую серьезную проблему, когда ребенку-сироте жилье предоставлялось по месту
его выявления, без учета места его реального проживания – он мог жить уже,
скажем, не в Большеболдинском районе, где был поставлен на учет, а в Нижнем
Новгороде, Дзержинске или в Арзамасе. Мог закончить там учебное заведение,
завести семью, — но жилье предоставляли все равно в районе выявления, а
приватизацию этого жилья он мог только по истечении определенного законом
периода. Возникала юридическая коллизия – жилье есть, а жить в нем невозможно.
После того, как мы обратили внимание на этот пробел в законодательстве, в 2014
году подобные жалобы практически сошли на нет. Это говорит о слаженной работе
всех структур, которые обеспечивают право ребенка-сироты на жилье. Такую
слаженность в решении всех вопросов и хотелось бы видеть и в дальнейшем.