Стабильность с оттенком тревоги
Вадим Евгеньевич, что Вы
считаете главными политическими событиями года для Нижегородской области?
Политические события в
Нижегородской области были настолько локальными, что в масштабах года назвать
просто нечего. В 2013 году в Нижегородской области политики не было. А кое-что
из того, что было, к сожалению, очень дурно пахнет.
Можно ли говорить о каком-то
изменении соотношения политических или клановых сил в регионе за этот год, об
изменении влиятельности отдельных политических фигур, появились ли новые
перспективные политики?
В Нижнем Новгороде появились не
столько новые политики, сколько новая политическая сила — это гражданские
объединения, направленные на защиту города от вырубки зеленых насаждений, точечной
застройки и сноса памятников архитектуры. Раньше консолидированное выражение
общественного мнения было довольно редким явлением и имело место в конкретных
проблемных точках. Теперь гражданские активисты образовали структуры,
действующие на постоянной основе. Они могут поставить себе в зачет сохранение
от вырубки парка Кулибина и Александровского сада, привлечение общественного
мнения к ситуации на Ильинке, юридическую защиту жителей на улицах Родионова и
Ковалихинской, проспектах Ленина и Кораблестроителей, полное или частичное
решение многих других проблем города.
Организованной общественности
удаётся не всё, но действительно многое, у неё большой потенциал, и я считаю,
что эта сила приносит Нижнему Новгороду реальную пользу, даёт чётко выраженную
обратную связь с жителями, указывает властям на ошибки. Поэтому и администрации
города, и правительству области следует поощрять это явление, а не бороться с ним.
Мы долго сокрушались об отсутствии гражданского общества, и когда оно наконец
появилось, не нужно включать двойные стандарты — иначе это будет расценено как
лицемерие.
Насколько стабильной и
работоспособной показала себя за год система управления Нижним Новгородом, насколько
руководители города зависимы в своих действиях от губернатора?
Сама двуглавая система
управления, о чём я говорил всегда, является намного менее эффективной, чем
система управления, основанная на прямых выборах и принципе единоначалия. Это
общее мнение подавляющего большинства и в политических кругах, и среди жителей,
поэтому здесь нет смысла углубляться в аргументацию, которая звучала миллион
раз.
Тем не менее, администрация
города в 2013 году работала стабильно, муниципальные услуги гражданам
оказываются, хотя всем, естественно, хотелось бы больше проектов развития. Но в
условиях, когда все ключевые решения касательно Нижнего Новгорода фактически
принимаются на областном уровне, у администрации почти не осталось ни
административной, ни политической, ни финансовой самостоятельности. Безусловно,
городское руководство находится в полной зависимости от воли губернатора.
С одной стороны, это хорошо,
когда между городом и областью нет явных конфликтов — они всегда мешают
хозяйственной работе. Но, с другой стороны, администрация Нижнего Новгорода и
депутаты не мотивированы бороться за городские интересы, особенно при
формировании бюджета и определении налоговых лимитов для местного бюджета.
Поэтому при сохранении относительно стабильных параметров бюджета по доходам и
расходам, доля целевых трансфертов из областного бюджета в структуре доходов
постоянно растет, а доля собственных доходов города постоянно снижается. В
результате область ведет в Нижнем Новгороде строительство крупных и
дорогостоящих объектов, но на решение вопросов местного значения — ремонт и
содержание дорог и жилья, работу общественного транспорта, благоустройство,
подготовку к учебному году — ресурсов всё меньше. А для качества жизни людей
это намного важнее, чем любые инфраструктурные проекты. Простой факт: число
жалоб жителей на услуги в ЖКХ за последний год выросло вдвое, и состояние ЖКХ вышло
на первое место среди проблем, волнующих население.
Как Вы оцениваете успехи
Нижегородской области в экономике, ощущается ли здесь приближение очередной
волны мирового экономического кризиса?
Опять же, здесь присутствует
внешняя стабильность, однако есть тревожные факторы. К примеру, мне трудно
увязать последний секвестр областного бюджета почти на 3 миллиарда рублей из-за
недополученных налоговых доходов с официальной статистикой о небывалом экономическом
росте. Налогооблагаемая база растет, а налоговые поступления снижаются? Так не
бывает.
В области стабильно высокий
дефицит бюджета, который покрывается заимствованиями, причем во многом у
коммерческих банков и через выпуск облигаций. Это дорогостоящие займы, на проценты
по которым приходится тратить по 4 миллиарда рублей ежегодно. Хотя нас
успокаивают, что это невысокое значение относительно годовых доходов бюджета, в
абсолютных цифрах это просто гигантская сумма. Недавнее решение Заксобрания о
повышении порога госдолга еще на 10 процентов и плановый дефицит бюджета 2014
года в размере более 10 миллиардов рублей говорит о том, что такая финансовая
политика продолжится и в будущем. Я много раз публично говорил, что эта
политика ошибочна и загоняет регион в долговую яму, из которой он будет
выбираться много лет. За сегодняшнюю жизнь не по доходам придётся платить
будущему поколению — жесткой экономией, латанием дыр и отказом от проектов
развития.
Печалит, что администрация
Нижнего Новгорода, которая в 2010 году не имела никаких долгов, похоже, встает
на те же рельсы — объявлены конкурсы на открытие кредитных линий на 6 миллиардов
рублей. Это половина от собственных годовых доходов городского бюджета. Очень
надеюсь, что эти кредитные линии не будут выбраны, потому что в противном случае
в ближайшие 5-10 лет Нижний Новгород неизбежно ждёт стагнация.
Что в уходящем году можно
назвать главным достижением Нижегородской области, и что главной потерей или
главной упущенной возможностью?
В Нижегородской области
произошло немало пусть не сверхмасштабных, но положительных событий. Начато
строительство нового моста через Волгу, продолжается строительство ФОКов,
заявлено о завершении Южного обхода Нижнего Новгорода до 2015 года, в самом
городе проводится благоустройство Рождественской, Нижневолжской набережной,
открытие новых детских садов. Всё это не может не радовать и является заслугой
руководства области и Нижнего Новгорода.
Главной потерей я считаю
заключение концессионного соглашения между администрацией Нижнего Новгорода и
«Нижегородским водоканалом». Стратегические объекты, муниципальное имущество
стоимостью 100 миллиардов рублей и в целом контроль над городским хозяйством
оказались под угрозой отчуждения в пользу коммерческих структур под предлогом
привлечения кредитов, ничтожных по сравнению с возникшими рисками. 6 миллиардов
рублей на модернизацию хозяйства до конца десятилетия — это объём, который
«Водоканал» тянул за счёт собственных средств, безо всяких заимствований. Поэтому
предлог для концессии однозначно является либо ошибочным, либо, что хуже,
вымышленным, надуманным. Могу сказать только одно — если из-за этого соглашения
водоканал перейдёт из городского ведения в частное, то власть, при которой это
произошло, навсегда покроет себя позором в истории Нижнего Новгорода. Дай бог,
чтобы этого никогда не произошло.
Что ждет Нижегородскую
область в 2014 году? Можете ли Вы дать какие-то прогнозы относительно того, что
будет происходить в экономике или в политической сфере?
Никаких новых тенденций в
экономике я не ожидаю, поскольку федеральный бюджет принят, резервный фонд и
фонд национального благосостояния наполняются нефтегазовыми доходами, и всё это
позволит обеспечить финансовую стабильность России в целом и Нижегородской
области в частности. Что касается политики, то пока мы не слышали о назначении
каких-либо выборов, поэтому предпосылок для возникновения политической жизни в
регионе не наблюдается.