Тропа никогда не будет той же самой
Инфраструктура при создании беговых трасс для разных категорий спортсменов нужна своя. «Окская тропа» также создается для различных видов активностей.
Есть высококвалифицированные спортсмены, туристы, которые могут пробежать за один день шестьдесят километров с маленьким рюкзачком и литром воды, они могут обойтись без инфраструктуры. Но есть и люди, которые могут пробежать такую дистанцию, например, за два дня с одной ночевкой.
Поэтому развивая тропу, совершенствуя ее, увеличивая число мест для ночевки, где можно отдохнуть, связаться с родными, мы повышаем качество тропы и увеличиваем число людей, которым будет комфортно и интересно ходить. Нужно постоянно увеличивать объем необходимых для массового туриста услуг.
Мы предполагаем, что «Окская тропа» будет обустроена, что на ней будут места для отдыха, где можно сходить в туалет, выбросить мусор, уехать, если человек прошел какую-то часть маршрута и сил на остаток пути не осталось. Это минимум миниморум.
Но самой главной будет культурная составляющая, возможность паркового туризма. Чтобы человек шел по тропе, путешествовал, любовался природой, Окой, туристическими достопримечательностями с историческим наполнением.
Тропа для тебя никогда не будет той же самой. У тебя варьируется физическое состояние, меняется погода. Вот мы в Московской области создаем свою тропу «Дорога в Лавру», сто двадцать километров. Я пробежал ее зимой – это одна красота, пробежал – и захотелось пробежать ее летом, когда тепло, солнце, зеленая тропа, это совершенно другой вид. Ты каждый раз открываешь тропу заново. Пробежал один – захотелось пробежать с компанией, поделиться с другом, с другой компанией. Нельзя сказать, что тропа – один кусок, пробежав который раз, тебе потом будет скучно.
Сравнивая Нижний Новгород сегодня и четверть века назад, когда я здесь начинал свою спортивную карьеру, надо сказать, что кардинально изменилась транспортная инфраструктура. Тогда я покупал билет вечером, к утру приезжал в Нижний, успевая выспаться. Сегодня я выспаться бы не успел – поезда доносятся сюда очень быстро. И это очень хорошо.
Число ультрамарафонцев в России с каждым годом увеличивается. Есть международная статистическая база, в которую попадает любой человек в мире, пробежавший сорок пять километров. Все посчитаны. В России сегодня примерно пятнадцать тысяч человек внесены в эту базу. Потенциально «Окская тропа» может привлечь всех их в Нижегородскую область как туристов.
Более того, регион предоставит возможность именно здесь стать ультрамарафонцем. В первую очередь, условия создаются для нижегородцев и жителей соседних регионов. Не нужно даже никуда ехать – тропа будет идти от Нижнего Новгорода и до города Горбатов.
Двадцать шесть лет назад мне захотелось испытать себя, почувствовать расстояние, смогу ли я, справлюсь ли я. Нижегородский марафон проходил на Автозаводе, мне очень понравилось, я воодушевился и – продолжил.
Сколько я пробежал за эти годы? Я считаю, но неточно. У меня есть специальные беговые приложения, я бегаю с трекерами. Надо задаться целью, поднять все архивные записи, все переписать по годам, сложить в столбик. Наверное, почти экватор я с 2006-го года уже пробежал, если за год пробегаю четыре-пять-шесть тысяч километров.
Ульрамарафон несет сегодня очень важную социальную функцию, собирая средства с помощью краудфандинга. Спорт – это не механическая работа, при которой спортсмен как биоробот выполняет свои секунды, килограммы, километры, он должен работать и на благо развития общества. Поскольку спортивные события всегда привлекают внимание, то и бегуны в обязательном порядке, особенно топовые, в ранге charity runner обычно дополнительно прилагают определенные усилия для решения тех или иных проблем, дополнительное освещение которых дает очень хорошие результаты. Уже невозможно представить никакого большого массового спортивного события без массовой благотворительной деятельности.
Сегодня я пришел в майке с рекламой очередного ультрамарафона, который призван привлечь внимание к городам Золотого кольца, чтобы все приезжали и посещали его достопримечательности.
Надеюсь, что и Нижний Новгород сможет организовать еще более масштабный, чем «Окская тропа» проект, поскольку я знаю, что есть и «Серебряное кольцо» в Санкт-Петербурге, и «Уральское кольцо» в Екатеринбурге. Возможно, мы увидим и «Волжское кольцо» через Нижний Новгород и другие города – ведь история большая. Я был удивлен, прочитав о Горбатове – в городе две тысячи жителей, а история такая большая, что я устал читать статью – у полумиллионных городов такой нет.
У нижегородской земли богатое прошлое, и нужно его поднимать, освещать, рассказывать о нем. Это достаточно большая, масштабная работа, но она стоит того, чтобы ею заниматься.