Церковь — это мы Свята только ряса, а не её носители
Свята только ряса, а не её носители
«Российская империя НАПРЯМУЮ
управляется Самим Господом Богом. Если бы это было не так — то я бы просто не
смог понять, как она вообще всё ещё существует».
Эти слова почти триста лет назад
сказал фельдмаршал фон Миних. Человек заслуженный, умный и, в сравнении со
своим окружением, достаточно порядочный, большой патриот России (хоть и
незаслуженно оболганный официальной историографией) — Миних смог найти именно
ту словесную формулу, которая внушала (и всегда будет внушать) надежду всем
патриотам нашей Родины.
Фельдмаршал, да и любой
государственный деятель его маштаба, вообще любой человек талантов Миниха
проживающий в России в периоды типа времён правления Анны Иоановны, либо Путина
просто вынужденно находит для себя такие формулировки.
Дело не только (и не просто) в вере
в Россию. Дело в том, что вся история России именно такова. Верите вы или не
верите в неё, а Россия восстанавливается из ТАКОЙ ямы постоянно, что даже слово
«яма» совершенно не уместно, да другое слово мне не позволяют употребить приличия.
На глазах Миниха за короткий
исторический срок Пётр Великий не только преодолел двухвековое технологическое
отставание страны от Европы, но и разгромил основных врагов государства. Потом
«застой» и последующая «оттепель» времён Анны (когда Россия в Европе вообще
фактически была забыта) и Елизаветы с их мелкими интригами, гламурной и
тошнотворной пошлостью, со сворой жадных и неумных «олигархов», с их
«оттепелями», заговорами западных послов, с предательствами, изменами,
потасовками — годными, с исторической точки зрения, только для написания
киносценариев для фильмов с участием Харатьяна и Жигунова.
Но ведь потом Екатерина, которая со
своими внуками обеспечила России одну из главенствующих позиций в мировой
политике. Опять же — потом Крымская война и т.д.
Апофеозом этого краткого экскурса в
историю является Сталин. Наряду с Франклином Рузвельтом — величайший
государственный деятель ХХ-го века, при котором Европы вообще не стало (как
великой самостоятельной политической единицы) — и это после дикого развала
России и кажущейся невозможности возродиться.
Вы скажите — что все достижения и
были достигнуты благодаря Петру и Екатерине Великим, Иосифу Прекрасному и т.д.
Неправда. Точнее — не совсем правда. Ведь не было на те исторические моменты
объективных (земных — экономических, военных, политических, геополитическмх,
каких угодно) предпосылок к тому, что они — все эти Иосифы и Екатерины к нам
явятся и спасут. Господь по своему разумению выбирает себе исполнителей и
времена их появления. Пал тогда Его выбор на Петра, Екатерину, Иосифа, на
других, теперь нам очевидно — что это так, но то лишь свидетельство
Богохранимости страны нашей. Каждый из православных патриотов России должен в
себе взращивать Сталина, Петра Великого, либо, если патриот — женщина —
Екатерину Великую, но Бог отберёт Сам Своё орудие.
Нет. Не Екатерина, Пётр, Иосиф и
т.д. Не они. «Российская империя НАПРЯМУЮ управляется Самим Господом Богом».
С этой цитаты из Миниха можно (да и
нужно по нашим временам, пожалуй) начинать любую статью на любую тему. На
любую.
Скажем — возрождение армии. Скажите
— ну откуда в стране всё ещё берутся честные офицеры, как полковник Квачков,
например? Ну ведь не благодаря же усилиям путинского министра обороны
Сердюкова, который, например, вознамерился приватизировать здание Главного
Штаба ВМФ (по принципу, вероятно — «десять баксов-то не лишние!»). Или про
систему школьного образования в России. Скажите — ну не стараниями же
путинского министра образования Христенко, который отменяет обязательность
экзамена по русской литературе (сочинения) в школе — у нас ещё имеются
любознательные и ответственные школьники, которые продолжают читать Пушкина?! В
советские годы (вы помните выступления ваших одноклассников на школьных
утренниках для первых учителей?! — «спасибо дорогая Марья Ивановна (у меня —
Анастасия Михайловна), что Вы научили нас читать и писать!») в обязательном
порядке учеников учили читать и писать (об умении чего и свидетельствует умение
писать сочинения). Чему хочет учить современных школьников Христенко — мне не
до конца ясно. Предполагаю, что молчать. А с учётом складывающейся
социально-политической обстановки ещё и тому, от чего молчать получается естественно.
Потому что занят рот.
Не благодаря же Христенко ещё не
все сто процентов наших школьников стали идиотами? Нет, он сделал всё что мог,
чтобы они таковыми стали. Но нет, не все. Значит — соизволение Господне.
Итак, подчёркиваю, цитата из Миниха
хороша по нынешним временам к любому случаю.
Но я отвлёкся — и всё ещё не
перешёл к тому главному, что хотел сказать. Я как истинно православный
воцерковлённый человек хотел обратиться в цитате из фельдмаршала лишь к одному
слову. К слову «НАПРЯМУЮ».
Т.е. я хочу рассмотреть эти слова с
точки зрения исключительно воцерковлённого православного человека.
Кому Церковь не Мать — тому и Бог
не Отец. Это один из принципов православного христианского мировоззрения. И
моего мировоззрения, разумеется. Для себя лично я вообще не нахожу смысла жизни
(никакого) вне Бога и вне Матушки нашей Православной Церкви.
И ведь не только потому, кстати, —
что Господь (и через Церковь) мне лично указывает на мой личный смысл жизни. Не
только поэтому.
Господь создал мир не двухцветным.
Многокрасочным. Не так, что родился-молился-умер. Нет. Мы работаем, творим,
рожаем детей, мы ошибаемся, мы грешим, мы каемся, мы верим, мы отчаиваемся и мы
любим. И очень любим своих родных людей.
Всё это нелегко. Но всё это часть
того испытания, что дал нам Господь. Он же и облегчил нам ношу. Сколь легче
приходить в состояние блаженства в те всенощные службы, например на Пасху
Господню — когда ты один в окружении тебе не очень знакомых людей молишься в
деревенской церкви около твоей дачи, зная при этом, что в этот же самый момент
твой брат молится в такой же церкви с такими же словами молитвы в Киеве или
Минске, другой твой брат в Алма-Ате или в Риге, твои любимые друзья,
одноклассники, просто знакомые, соседи и т.д. в других городах некогда единого
государства также молятся вместе с тобой.
Юридически этого государства нет,
но наша общая молитва объединяет нас не меньше, чем союзный договор. Нет сомнений
в том, что Русская Православная церковь объединяет всех нас, всю страну. Даже
тех из нас, кто не является православным.
Бог и православие скрепляют нас,
нашу братскую любовь между двумястами миллионами человек куда больше, чем даже
Сталинская конституция.
Разумеется — наиболее важно наше
российское единство с жителями Украины. Скажите, пусть кто из вас не
православный — неужели тот факт, что над мощами Ильи Муромца, находящимися в
Киево-Печерской лавре будут ходить и молиться не ваши православные братья и друзья,
а поклонники Римского Далай-Ламы (по Ф.И.Тютчеву) — совершенно не имеет для вас
значения?
Конечно — это имеет значение для
нас всех. Для всего нашего мира. Для православных больше, но вообще-то для
всех.
* * *
«Италия никогда государством не была
и никогда им не будет». Так сказал генерал де Голль. В известной степени эти
слова справедливы и в отношении к Украине. Если французский лидер имел в виду в
основном не способность итальянской нации к организации, бесконечные несуразные
смены правительств, споры-ссоры-склоки в парламенте и т.п., то к Украине это
имеет тем большее отношение, что жители Украины, имеющие такое же (собственно —
ещё худшее) положение в правящих органах страны, ко всему еще и не являются
единой нацией. Не беря малые этнические составляющие, жители Украины — это
наполовину русские, на четверть собственно украинцы и ещё на четверть — это
маловразумительная составляющая, которую условно можно назвать «бендеровцы».
Т.е. группа, которая ненавидит русских, поляков, немцев и украинцев и
собирается строить своё государство исключительно просто на наглости и
лавировании между центрами влияния, а свою экономику — на тупом воровстве
русского газа.
А ведь подавляющее большинство жителей
Украины — это наши братья.
Всегда скрепляла наши братские узы
Русская Православная Церковь. Тот факт, что на Украине постоянно возникают
какие-то секты (в том числе заражающие и российскую территорию), что там
постоянно откалываются от РПЦ какие-то куски, что там бесконечно плетет свои
богомерзкие интриги Римский Далай-Лама — вовсе не означает, что сам
православный люд Украины хочет оторваться от живого животворящего источника
РПЦ. Нет, просто сейчас такой период в нашей русской российской жизни. Но за
Анной всегда приходит Екатерина, за Николаем Вторым и Троцким с Керенским —
Сталин.
А Украина — это такая же часть
России, как и Урал. Не «юридическая» часть на данный момент, но часть общности
единой русской территории, единого российского этноса. Есть надежда и для этой
части России, она в нашем единстве и в вере.
Однако же враг не дремлет. И
Господь, мне думается, откажет нам в своих милостях, если мы не будем внутренне
сопротивляться соблазну Рима, Вашингтона, лукавого и прочих. Просто так ожидать
спасения — без внутренней борьбы, без сопротивления злу, пусть и без эффекта на
какой-то период — не имеет смысла.
Многие скажут: как это возможно —
сопротивление? Погляди, какой коррозии подвергнута РПЦ, которая и должна нам
быть опорой и объединяющей силой в сопротивлении.
Тут — ошибка, которую я сейчас попытаюсь
вскрыть.
Да, факты, касающиеся некоторых
церковнослужителей, вопиющие. Вот ранее мною уважаемый митрополит Кирилл
недавно награждает бывшую жену Абрамовича Церковным Орденом как мать-героиню за
то, что она родила от Абрамовича пять детей. Да и публично вдобавок награждает.
Под объективы фотокамер. Один из главных иерархов РПЦ награждает Церковным
Орденом не венчанную и разведённую женщину, родившую от не православного
человека пять невоцерковлённых детей и живущую от огромных доходов, полученных
после развода от Абрамовича, при том, что всем известно, каким образом Абрамович
эти средства получил.
Помните, одна желтая газетёнка
развила против митрополита Кирилла целую кампанию на несколько лет относительно
того, как он наживается на беспошлинной торговле сигаретами и т.п.? Ну кто мог
поверить желтой газете?! Все плевались на неё. Как можно? Ведь это наш
митрополит, блястящий оратор, выдающийся мозг, большое сердце?! Теперь же видно
то, что и так всегда было ясно: мы все не без слабостей. В рясе мы или нет. А
свята с точки зрения Церкви — только сама ряса. Если под ней находится
обезумевший старик, который ни о чём, кроме как о деньгах по настоящему мыслить
не способен — ну что ж…
Отец Кирилл! Мой тебе совет, от
барашка пастырю: поезжай ты в какую-нибудь Воронежскую область, например. Или в
Смоленскую. Я тебе там не одну сотню православных семей могу показать, где и
более пяти детей живёт. Они без разводов живут, они на земле себе хлеб
зарабатывают. Они не воруют. Надеюсь — они и абрамовичихе твоей не завидуют, и тебя
любят и уважают искренне.
Поклонись им, старик. Не нужны им
твои ордена. Поклонись, попроси прощения. Постарайся себя спасти, смой грех со
своих седых волос.
Да что там Кирилл! Вот и Святейших
Патриарх Алексий.
Нужно сказать, что в период
последних президентских выборов я был только один раз неприятно удивлён. Всё
остальное было предсказуемо и удивления не вызывало, но как мог Патриарх
Алексий — ещё в самые первые дни выборной кампании — дважды выступить с телевизионной
поддержкой кандидатуры Медведева и с такими похвалами в сторону Путина, что это
было похоже на канонизацию?
Алексий, который в период расстрела
русских патриотов в Белом доме в 1993 году не содействовал их физическому
спасению и отделался несколькими никого ни к чему не обязывающими заявлениями,
устранившись от того. Алексий, который покойному митрополиту
Санкт-Петербуржскому и Ладожскому Иоанну запретил участвовать в какой-либо
политической деятельности под предлогом, что «Церковь вне политики», — не дав
тем самым русским православным силам в стране помощи в приращении сил. Алексий,
который так охотно демонстрировал свою аполитичность, когда его слова ждали…
И вот этот человек поддержал на
выборах Дмитрия Медведева, который вообще никакого отношения к православию,
видать по всему, не имеет.
Но даже если бы и имел, то с какой
кстати Патриарх, задача которого молиться за нас всех — выступает телевизионным
предвыборным агитатором — как какой-нибудь актёришка из телесериала? Да и
вообще: как смеет он агитировать за политическую группу, которая даже на фоне
других малосерьёзных групп имеет наименьшее отношение к православию? Не
Патриарх ли должен нам являть пример стойкости в противостоянии соблазнам,
которых в данном случаи иначе чем материальными не назовёшь?
Примеров отвратительного и
преступного с точки зрения православия и паствы поведения и поступков церковной
«элиты» (извиняюсь за это — с точки зрения православного человека по отношению
к православным церковнослужителям богомерзкое слово) так много, они настолько
всем известны, что у меня нет никакого желания продолжать их список.
Ну так и стоит ли удивляться на
этом фоне тому, как ведут себя и что делают иерархи Украинской Православной
Церкви Московского Патриархата на Украине?
* * *
То, как поступил митрополит
(«патриарх» Денисенко) Филарет (на данный момент УПЦ Киевского Патриархата) в
тот момент, когда не его, а Алексия избрали Патриархом РПЦ после упокоения
Патриарха Пимена всем известно. Попытался создать свою, совершенно от РПЦ независимую
православную церковь на Украине.
Не будем вместе с работниками
Московской Патриархии слать громы и молнии на голову старого Филарета сейчас.
То был сложный период. Время Горбачева, Кравчука и Ельцина. Период полного
государственного разложения и повсеместного предательства.
Когда развалились все общественные
и государственные структуры СССР — от армии и КГБ до КПСС и ВЦСПС, РПЦ на
территории всей Российской империи и на Украине в частности фактически
сохранила свою целостность. Предатели в лице обиженного своим неизбранием на
Патриарший престол Филарета смогли отколоть лишь двадцать процентов верующих от
единого церковного тела на Украине, да и то — при активной поддержке светских
властей. Всеволод Чаплин, правда, говорил о «незаконном отъёме Филаретом
тридцати пяти процентов церковной собственности РПЦ» на Украине. Но, во-первых,
я не могу мыслить применительно к РПЦ исключительно в категориях
«собственности», — как это делают почти все работники Московской Патриархии,
занимающиеся внешними сношениями. Да и, в конце концов, может там и больше
собственности умыкнули, чем паствы увели — мне всё равно. Важно, что и двадцать
процентов и тридцать пять — меньше половины значительно, позднее часть из этих
заблудших вернулись в лоно РПЦ и опять получили шанс на вечное спасение. Те же,
кто остался с Филаретом в большинстве своём — по моим ощущениям после довольно
тщательного изучения данного вопроса (мне это было необходимо по работе) —
вполне могли оказаться и не у Филарета, а у Марии Дэви Христос. Тем более, что
между ними много общего.
Словом, с Филаретом всё ясно. Можно
его ругать, анафемствовать, но следует помнить, что его поступок был совершен в
период полного распада, когда всем частям и структурам общества крайне сложно
противостоять этой всеобщей тенденции, сложно просто элементарно остановиться и
задуматься: всё происходит на эмоциях.
А вот как оценить митрополита
Владимира (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата)? Сей
пастырь в последнее время весьма зачастил в кабинет к президенту Ющенко. Если
сначала его визиты вполне можно было объяснить обычными контактами Православной
Церкви со светскими властями для решения каких-то бытовых вопросов, то теперь
стала известна информация совсем иного рода.
Оказывается, на митрополита
Владимира подействовало два фактора, подтолкнувших его к определённым выводам.
Первый — уже мною описан. Если уж
все высшие иерархи РПЦ в Москве, вопреки церковной традиции, заветам Отцов
Церкви и вопреки своему пастырскому долгу «легли» под представителей так называемого
антинародного режима, которые используют Православную Церковь лишь с целью
своего бесконечного политического пиара, то почему бы и ему, митрополиту
Владимиру — не поступить так же, только в своей маленькой вотчине? Ну чем так
уж хуже Ющенко с точки зрения православия, чем Абрамович и Путин? Не хочется
думать, что Патриарх Алексий, митрополит Кирилл и прочие делают свои выводы не
на основе чтения духовной литературы, молитвы и т.д., а после просмотра
агитационных телевизионных передач. Есть ещё материальный фактор, разумеется,
но да Бог им судья.
Второй фактор тоже прост. Расстриге
Филарету уже около восьмидесяти. Того и гляди — помре. Раз уж решение ложиться
под Ющенко внутренне принято, то митрополиту Владимиру нужен соответствующий
антураж. Вот он и появится: Филарет отправляется в Геенну Огненную, а под эту
сурдинку объединяются две церкви, становясь одной независимой — без приставки
МП.
Внешне это даже можно представить
как благое дело, от угрызений совести Владимир себя заранее обезопасил,
постоянно вспоминая о поведении Алексия и Кирилла с прочими, при этом блага от
Ющенко и других получить можно немалые.
Что из этого всего может получиться
— вы понимаете и без меня.
То, что греческий Патриарх сию
независимость признает — почти нет сомнений. А ведь для признания независимости
церкви требуется признание четырёх Патриархов. Думаю, что со стороны Болгарии и
Румынии тоже препятствий не возникнет. Ну и ещё кого-нибудь привлекут. Не
удивлюсь, если даже Сербский Патриарх это поддержит в «благодарность» за нашу
предательскую по отношению к сербам позицию по Косово. А дальше — при
постоянном давлении зависимой от Запада власти Украины (см. выше — «Италия
никогда государством не была и никогда им не будет!») не далеко и от
какого-нибудь униатства или чего-то подобного. Уж Римский Далай-Лама своего не упустит.
И вот тогда один народ, проживающий
в двух юридически разных государствах, будет лишен возможности молиться сообща.
* * *
Я не сказал, что так будет. Я сказал,
что так может получиться.
Но ведь «Российская империя
НАПРЯМУЮ управляется Самим Господом Богом». Так что нам тогда Ющенко и Путин с
Абрамовичем? Не опасны они для нас. Что нам падение Кирилла, Алексия, Владимира
и Филарета? И это для нас не опасно. Господь не допустит нашего разъединения.
Важно помнить любому православному: Церковь — это все мы. Абсолютно все
верующие в совокупности, а вовсе не набор церковных чиновников, среди которых,
кстати — огромная масса людей замечательнейших, сильнейших, мудрейших, не
подверженных пошлым соблазнам. Ряса не защищает и не предохраняет человека от
соблазнов. Свята, повторяю, только сама ряса, а носить её могут очень большие
грешники — и нас не должно это разочаровывать в главном.
И ещё одно про священноначалие.
У меня есть друг. Ему — семьдесят
восемь лет. Вот представьте — мне тридцать два, а ему семьдесят восемь. Да, я
также приятельствую с его сыновьями (которые тоже меня старше), моя жена
обменивается с его женой какой-то рассадой для дачи, короче говоря — мы дружим
семьями, но всё-таки друзья именно мы с Леонидом Борисовичем.
Леонид Борисович Гуревич человек
(как и вся его семья) исключительно интересной судьбы.
Леонид Борисович наполовину еврей,
наполовину украинец. Что интересно — один прадед его был раввином в
Екатеринославле, а другой прадед был в Полтавской губернии православным (разумеется)
архимандритом (ох, это переплетение крови и судеб в России!) Дедушки Леонида
Борисовича были заядлыми революционерами, жили с Лениным и прочими в Швейцарии,
один из них был в последствии замом наркома Ежова. Никого не расстреляли, тот
дед, что украинец даже весьма отличился в Отечественную — немцы ему предлагали
стать «гетманом Украины» (поскольку он занимал большой руководящий пост, но до
войны был арестован и ему как раз и «шили» то, что он собирался гетманом
Украины стать), но он не только отказался, но и смог сбежать оттуда — прямиком
к Молотову в Куйбышев (а не в Москву в тот момент), был прощен, получил кучу
орденов и всю войну пахал по организации поставок на фронт. И это только малая
часть его богатой биографии…
Вот такая семья у Леонида Борисовича.
А сам он, как в таких семьях и водится, был простым советским диссидентом. Т.е.
не так, чтоб на Брежнева покушаться и т.п., но самиздатом баловался, власть на
кухнях ругал, какие-то там запрещённые по тем временам стенограммы каких-то там
партийных съездов хранил и давал и почитать, с массой других диссидентов
дружил. Высоцкий на кухне у него пел (больше пил, надо понимать). Короче,
банальная, всем известная картина жизни московских диссидентов, относящихся к
т.н. «золотой молодёжи».
Одновременно Леонид Борисович был и
выдающимся инженером, работавшим с Чижевским и прочими.
При всём том ответственно хочу вам
заявить: всё это диссидентство Леонида Борисовича — не просто поза, как это
часто бывает, а искренняя позиция убеждённого социал-демократа (или
социал-либерала — если хотите). И вообще говоря — Леонид Борисович человек не
только интересный, но и просто добрый и хороший.
Опять же — как водится — такие люди
либо атеисты, либо, хоть и христиане, но не выносят РПЦ и не желают соблюдать
обряды.
Так и Леонид Борисович. Вопреки
нашим стараниям (моим и супруги Леонида Борисовича), он отказывался креститься.
Набор аргументов вам тоже известен. Это всё то, что обычно тарахтит так
называемая «либеральная общественность» в таких случаях. «Это не самостоятельная
церковь, а зависимая от государства со времён Петра Первого», «среди них много
кэгэбэшников и просто подлых доносчиков и стукачей», «слишком много врут»,
«слишком жадные» и т.д. Вопрос заключался в том, что в отличие от всей
«либеральной общественности», Леонид Борисович не просто прикрывал подобными
банальными рассуждениями своё нежелание креститься и нелюбовь к православию и
вообще христианству, а действительно сомневался и искал.
Я это всё к чему. Почти полтора
года назад мы Леонида Борисовича покрестили.
Как-то он мне однажды дал обещание
спьяну, а уж я вцепился. И вот когда после всяких хитростей (требовал крещения
не в РПЦ, а в Болгарской Православной Церкви, например) он был прижат к стенке
(я договорился с болгарским священником), Леонид Борисович перестал упрямиться
и стал более восприимчив к аргументам.
Здесь я вспомнил свою любимейшую с
детства книгу — «Декамерон». Т.к. мне казалось крещение в Болгарской Церкви
какой-то не искренней полумерой, а привести аргументы (кроме уже цитировавшегося
«свята только ряса») в защиту нашего вконец опустившегося священства я не мог.
Что с того, что я знаю с десяток священников РПЦ, которых считаю чуть ли не
святыми — если основное церковное начальство ведёт себя безобразно?
И мне пришлось изменить стратегию,
воспользовавшись вспомнившейся историей из книги. Это помогло — и Леонид
Борисович покрестился у православного священника из РПЦ. Своё любимое издание
«Декамерона» я ему подарил.
Теперь о самом тексте. Это одна из
самых первых новелл первого дня «Декамерона». Чуть ли не первая или вторая. Там
схожая ситуация. А Париже живут два купца. Один христианин, другой иудей
(условно — Иоанн и Авраам, я не помню точно имен, книжку я, как уже было
сказано, подарил, а другую пока не завёл). Оба дружат. Иоанн очень сожалеет,
что Авраам — человек крайне порядочный, добрый и честный — после физической
смерти попадёт в Ад и пропадёт. Он постоянно уговаривает Авраама покреститься.
Наконец Авраам отвечает другу следующим образом — «Я подумаю над твоими
советами, но прежде съезжу в Рим посмотреть на ваше церковное руководство».
Иоанн, разумеется, в шоке, рвёт на себе волосы, думая, что теперь уж его друг
никогда не покрестится. Ведь что он может увидеть в Риме у современного им
Престола Св. Петра? — всяческий разврат, проституцию, содомию, симонию и т.п.
Так и происходит — Авраам едет в Рим и видит всяческий разврат, проституцию,
содомию, симонию и т.п. Но он говорит Иоанну, что решил покреститься после этой
поездки. Удивлённому другу он объясняет свой вывод и своё решение: именно
христианская вера истинна и благостна — ибо она расширяется и укрепляется
вопреки воле и поведению своих священноначальников, которые этому всячески
препятствуют и мешают. Значит, она угодна Господу Богу…
Так и у нас. Разумеется — мы должны
как можем сопротивляться врагам Отечества и врагам Православия, но отчаиваться
у нас нет оснований никогда, ибо «Российская империя НАПРЯМУЮ управляется Самим
Господом Богом».
Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.