








Устойчивость без обратной связи
Ситуацию Нижегородской области в уходящем году определяли две
основные тенденции. Одна – сохранение достаточно устойчивого экономического
потенциала и приращение его за счет продолжающихся иностранных инвестиций. Этот
процесс, несмотря на все сложности, вызванные экономическим кризисом, на
протяжении и последнего, и предшествующих нескольких лет сохранял положительную
динамику. В этом плане управление аграрно-промышленным комплексом на уровне
правительства региона демонстрирует очевидные признаки устойчивости.
Второй аспект связан со слабостью обратной связи между, с
одной стороны, населением территорий, городов, поселков и, с другой – руководством
муниципалитетов. Получается так, что структуры, которые должны бы были эти
обратные связи генерировать и реализовывать – земские и законодательные
собрания, – очень слабо осуществляют эту функцию. И в этом плане я думаю, что
это проблемная зона, которая себя достаточно ясно обозначила.
Это «белое пятно», которое постепенно разогревается и может
стать источником проблем. В 2013 году эта тенденция стала особенно очевидной,
проявив себя в системе местного самоуправления в Дзержинске, в Балахне. Она
дала о себе знать и в Нижнем Новгороде, когда горожане вынуждены были выходить
на улицу для защиты своих интересов; под конец года вспышка недовольства произошла
в Арзамасе, – все это звенья одной проблемы. Система теряет стабильность на
социальном фланге из-за отсутствия отклика на нужды жителей в системах
муниципального управления.
Существенного изменения расклада политических сил в
Нижегородской области за этот год не произошло. Структура политической
конкуренции в начале года выглядела более контрастно, сейчас она выглядит более
спокойной, но конкурентные силы остались теми же: нельзя сказать, что какая-то
из традиционно действовавших сил исчезла или появилась новая – комплектация участников
осталась неизменной.
Система управления Нижним Новгородом, действующая уже три
года, с точки зрения разделения общественного труда выглядит вполне
работоспособной – один руководитель занимается исполнительной властью, другой
законодательной. Такое разделение существовало всегда, вопросы – в деталях:
насколько каждый их этих каналов хорошо настроен под конкретные задачи. Что
касается того, насколько удачной была эта функциональная настройка, проведенная
за три года, то результаты здесь носят, скорей, промежуточный характер. В
городской думе не видна работа партийных фракций, депутаты группируются в
соответствии с личными интересами, или интересами лоббистских групп. Цепочка «избиратель–депутат–фракция–решение
городской думы» не действует.
Если говорить об исполнительном крыле, об администрации
города, то здесь мы видим введение некоторых элементов обратной связи, как в
случае с публичным обсуждением проекта развития Нижне-Волжской набережной в
районе улицы Рождественской или работой call-центра по проблемам
ЖКХ. Но это все тоже только первые шаги, необходимо и дальше развивать систему
коммуникаций с потенциальными потребителями муниципальных услуг в широком
смысле – далеко не весь путь пройден.
В экономике Нижегородской области какого-то сверхуспеха в этом
году не достигнуто. Да, удается сохранять устойчивость, несмотря на то, что
экономика прогибается под влиянием мирового кризиса. Наряду с продолжающимся ростом
инвестиций имеется тенденция стабилизации отдачи от приходящих в регион денег –
не все построенные предприятия вышли на проектную мощность. И это занижение «потолка»,
которое связано, видимо, с кризисом, тревожит и требует определенных мер по корректировке
ситуации. В то же время, несомненно позитивным моментом является отсутствие явных
негативных трендов.
В 2014 году в экономике Нижегородской области, по всей видимости,
сохранится ситуация текущего года – проекты, запущенные в регионе, будут
реализовываться, инвестиционный портфель на будущий год уже сформирован, и
фундаментальных обстоятельств, которые могли бы вызвать его значительное
уменьшение, пока нет.
Что же касается политической ситуации, то здесь ситуация
сложнее. Президент в своем Послании Федеральному Собранию указал, что нужно
искать способны подключения граждан к решению проблем, развивать обратную
связь, но на местном уровне движения в этом направлении пока не видно, и
насколько активными здесь могут быть действия местной власти, пока не ясно. Скажем,
возвращение прямых выборов глав муниципалитета дало бы мощный канал обратной
связи, то же можно сказать и об определении круга проблем, которые могут быть
решены на местном уровне через институт референдума. Однако вряд ли эти шаги по
реализации идей президента будут сделаны в Нижегородской области достаточно
быстро – до сих пор мы видели, скорее, замалчивание этих проблем, чем поиск
конкретных решений.

