В Питере взрывают, стреляют, убивают
Россия становится капиталистической страной, почти как Америка. Но не как Европа. Я это по кинематографу заметил. Мы ещё раз о кино поговорим, если вы не против.
В прошлый раз мы обсудили абсурд нескольких недавних, отменно нашумевших кинолент.
На днях я ознакомился ещё с двумя премьерами, которые красуются на любом пиратском лотке. Объединяет эти фильмы Питер — в нём происходит действие.
Первая: "Поцелуй бабочки", режиссера не знаю, в главной роли Сергей Безруков. Сделано по заказу телеканала "Россия". Они же и делали сериал "Сергей Есенин" с Безруковым в главной роли.
Но если сериал, при всей пошлой тенденциозности, был сделан не без таланта, то "Поцелуй бабочки"… Нет, давайте, по порядку.
Первая часть фильмы смотрелась, скорей, интригующе. Безруков, несомненно, актер удивительно талантливый, и тривиальный сюжет фильма даже не тащил, а — легко нёс на себе.
Вообще фильм снят по бездарному рассказу одного писателя, его фамилию тоже не помню, и никому вспоминать не советую. Но из рассказика на пять страничек сделали полнометражную картину, навертев множество самых разных подробностей. Подробности, видимо, приходили в голову по ходу работы над лентой, поэтому они часто не согласованы.
Некий компьютерный гений случайно (как потом оказалось — неслучайно) снял, как она сама себя называет, "китаёзу", и, что вполне предсказуемо, полюбил.
Китаёза Ли то появляется в его жизни, то исчезает, а страсть героя Безрукова всё жарче, и вот он заказывает за ней слежку. Чтобы понять, отчего она исчезает.
Слежка выясняет, где Ли живёт, с кем водится, и ещё какие-то мрачные подробности. Например, она сотоварищи забирает из больницы готовых откинуться "китаёз", привозит домой, и там они умирают. Потом засунув труп в багажник машины Ли, "китаёзы" везут его на реку и топят. Паспорт остаётся им и за определенную сумму хозяева Ли легализуют новых нелегалов.
Чтобы всю эту нехитрую схему расшифровать, понадобилось пол фильма. И это нормально. Ненормально то, что сыщики, сев на хвост "южной мафии", так и не сумели прознать, что Ли, помимо афер с мертвецами и паспортами, по основному роду деятельности — проститутка.
Узнаёт герой Безрукова об этом позже, но это его не останавливает. Он хочет быть с Ли. Любовь у него.
И здесь начинается парад абсурда.
Вместо того, чтобы просто взять её и увезти в другой город (хотя бы в Москву; впрочем, можно куда угодно — денег у героя Безрукова куры не клюют, ну, гений же компьютерный) — так вот, вместо того, чтоб увезти Ли — что он и сделает в конце фильма — герой Безрукова совершает максимальное количество всевозможных глупостей.
Он предаёт свою команду — на которую работал — и вскрывает шифр неким "большим людям" в отместку попросив, чтоб они изничтожили "южную мафию", к которой и принадлежит Ли. По кой черт ему эта мафия сдалась, непонятно. Мало ли мафий сейчас.
Бравые молодцы в камуфляже приезжают к "китаёзам", всё там ломают и всех разгоняют, но главарь при этом спокойно уезжает на машине. Безруков его ждёт — в другой машине. Едет за ним.
(Машину эту он незадолго до этого с большим пафосом купил — всерьез ожидалось, что он будет на ней летать что твой Джеймс Бонд, но машина спустя десять секунд пребывания в кадре исчезает навсегда).
Главарь, естественно, приезжает в заброшенное здание, где естественно, уже сидит привязанная к стулу Ли. Зачем главарю эта Ли — непонятно, у него сто таких проституток работает. Но нет, он с ней возится — видимо, ловит Безукова на живца, заранее зная, что он за ним следит, и непременно приедет в заброшенное здание, чтобы там с ним сразится.
Безруков приезжает, они сражаются, в то время, как Ли с запечатанным ртом сидит, повторюсь, накрепко привязанная к стулу и моргает напугано.
По ходу поединка главный "китаёза" к слову сообщает, что "подложил" Ли под Безрукова нарочно. Но зачем он это сделал, понять уже не удаётся. Не до ясности — бой идёт.
И вот когда уже главный "китаёза" должен убить Безрукова, Ли неожиданно встаёт с пистолетом в руках и своего хозяина убивает — бах! Прямо в грудь.
"А куда делись веревки?! — вскричал я. — Она только что была привязана, и никто ее не отвязывал!"
Но надолго задуматься над этим мне не дали. Герой Безрукова и освобожденная Ли вернулись к нему домой. Сидят в квартире, ждут, ведут нелепые диалоги.
Безрукова, кстати, вовсе не волнует, что "китаёзу" грохнули из ствола, который он добродушно взял у брата родной сестры.
Тут Безрукову звонит кореш с его работы и говорит, что за предательство (он же шифр отдал врагам) его "заказали". (То, что мобила всемогущими работодателями Безрукова прослушивается, и следом — за предательство — угробят и его верного товарища, авторов фильма уже не волнует, они торопятся к финалу).
Безруков с Ли выбегают — и ой, мама родная, что там… В Питере посередь белого дня, к обычному компьютерщику, словно он коммандос, съехалось пол ста машин братвы с автоматами и гранатометами. Всего-то надо одного человека с одной маленькой пулькой — но тогда фильмы бы не вышло.
Братва перекрыла все дороги от дома, кроме одной. Под кривыми пулями, Безруков и Ли выбегают на эту дорогу, и тут, о чудо, подъезжает на машине его бывшая любовница, по совместительству жена "большого человека". Она откуда-то всё знала и приехала Безрукова спасти, секунда в секунду. В неё стрелять братва пугается.
Эта дамочка везёт Безрукова к реке, там он садится в моторную лодку, и мчит по Неве. За ним братва.
Наконец, прямо с моста моторную лодку расстреливают из гранатомета, но герой Безрукова и его Ли успели спрыгнуть с лодки, когда та ещё была под мостом.
Братва, стреляя с расстояния в тридцать метров по вылетевшей из-под моста лодке, естественно, не заметила, что лодка пустая. Слепая на хрен братва.
Под водой наши герои пробыли ровно столько, чтобы братва уехала. Вынырнули они, кстати, не под мостом, где попрыгали с лодки, а посредине реки.
Улицы Питера, что характерно, в это время были совсем пусты — ни милицию взрывы не привлекли, ни прохожих. В итоге, сидят наши мокрые герои на бережку, и общаются.
Ну а потом, как мы и раньше говорили, едут в деревню. Кто им раньше мешал это сделать — непонятно. Зачем был нужен весь этот нелепый, непродуманный, непроваренный сыр-бор?
Нет, я понимаю, что есть специфическая кинореальность и некие законы кино. Но то, что нам демонстрируют в "Поцелуе бабочки" — это ни в какие ворота.
Если бы авторы фильма хотели сразу дать заявку на некий всепоглощающий мировой абсурд, надо было как-то зрителю об этом сообщить. Пусть бы в начале фильма с берега на берег Невы перелетал розовый слон? Или, скажем, всё действие происходило бы во сне Безрукова — даже не его героя, а самого актёра. Мы бы тогда поняли: это постмодерн, игровое кино, всё простительно.
Но никто этого не сделал! И ничего не простительно, даже по голливудским меркам. Там, насколько я помню, если кто-то развязывается от пут — это всё-таки показывают, да и количество больших глупых и удивительных совпадений дозировано — они не "текут сплошным домкратом" по часу и более.
Однако в одном с Америкой мы уже схожи. Мы тоже начали поедать своих талантливых артистов. Не без некоторой печали я ни раз наблюдал в своё время, как замечательные европейские актеры, переезжая в США в попытке заработать денег, что называется, "теряют лицо". Ну, скажем, Рутгер Хаер — прекрасный европеец, начавший с интеллектуальных картин, и погребенный навсегда под тонной низкопробной галиматьей (хотя их галиматья всё-таки лучше нашей). Из-под спуда дурных картин пытается выбраться великолепный Микки Рурк.
Законы бизнеса, что вы хотите. Ну и человеческая слабость, не без этого.
Подобное происходит у нас на глазах, и даже под наши аплодисменты, скажем, с Евгением Мироновым или с многократно помянутым выше Безруковым. Если Миронов, в погоне за вкусными деньгами, снимется ещё в двух "Побегах" и трех "Пираньях", то воспринимать его всерьез расхочется навсегда.
…Вторая "питерская" картина с говорящим названием "Питер FM" не столь абсурда как "Поцелуй бабочки", но просто примитивна.
Сделана она для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, с таким разжевыванием самых наипростейших побуждений героев, что эту кашку всё время хочется выплюнуть. Что ж мы так пошло воспринимаем своего зрителя, что целый час поясняем ему и с той, и с этой стороны, что вот де как бывает, вот какая трагедия происходит, ну, поняли, нет? Ну, давайте мы ещё раз вам объясним…
Кино для подростков, скажут мне. Хорошо, пусть так, но для не самых умных подростков.
В общем, много шума (вокруг фильма), высосанный из пальца сюжет, и никчемная дешевка в итоге. В конце картины, правда, хорошая, старая песня Гребенщикова "2-12-85-06", которая немного нивелирует пошлость и абсурд фильма. Последний штрих всё-таки…
Зато в финале "Поцелуя бабочки" привычно пафосная и пустая песня Шевчука, что делает фильм ещё гаже.
Обидно за Питер. Там ведь Достоевский жил, Бродский ходил дворами, обещал придти умереть на Васильевский остров. Сейчас бы ни за что не пообещал.