Воспроизводство системы
Невозвращение
Последние
события в Дзержинске Нижегородской области дают повод говорить о
неких тенденциях общероссийского масштаба. О свойствах политической
системы, в которой прослойка власть имущих давно уже научилась
воспроизводить самое себя совершенно определенным образом. При этом в
ход идут конструкции и управленческие, и партийные.
В
городе Дзержинске депутаты местной городской думы решились на
изменение текста устава города. Несмотря на то, что сейчас вроде бы
(вроде бы! – это нужно подчеркнуть) обозначается тенденция к
возвращению прямых выборов.
Но
насколько мне удалось узнать, рассматриваются два варианта. Один из
них, судя по всему, войдет в закон, который якобы готовит сегодня
Государственная Дума Российской Федерации, с тем, чтобы принять его в
ближайшее (или не ближайшее) время. Возможно, впрочем, что это будут
изменения в существующий закон.
Во-первых,
могут быть возвращены прямые выборы мэра. И главам МСУ вернут все
полномочия, которыми они обладали до недавних изменений. Возможно,
будут восстановлены прямые выборы глав городов, однако сохранится
пресловутая «двухголовая» система власти, когда властные
полномочия делятся на верхушке муниципального управления городом.
Когда власть делится на две части – и их представляют глава
города и глава местного самоуправления. Последний как выразитель
функций собственно исполнительной власти, управленец-администратор,
наемный сити-менеджер, через горнило муниципальных выборов проходить
не будет.
При
этом глава города будет избираться не из состава депутатов местного
представительного органа власти – городской думы, как в случае
Нижнего Новгорода, Дзержинска и Кстова. Однако, несмотря на то, что
глава города будет избираться в результате прямых и всенародных
выборов, в которых будут участвовать горожане, функции его будут
ограничены. Исполнительную власть в муниципальном образовании будет
осуществлять по-прежнему, как и сегодня, — сити-менеджер, глава
администрации города. А глава города будет председательствовать на
городской думе данного муниципального образования, выполнять
представительские функции в местном самоуправлении, принимать местные
нормативные акты и так далее.
Парадокс
заключается в том, что полнота исполнительной власти будет
принадлежать сити-менеджеру – несмотря на то, что он-то как раз
и будет в этой системе сохранять характер наемного работника. Именно
он, наемный работник, будет распоряжаться всей исполнительной властью
в рамках муниципального образования.
И
в этом смысле нельзя думать, что новый закон о выборах глав местного
самоуправления вернет в политическую систему Российской Федерации
все, что было раньше.
Бяки
и мнаки
Насколько
прислушиваются ко всему этому депутаты городской думы города
Дзержинска? Видимо, прислушиваются, потому что теперь они получают
козырь. Такой козырь, что могут сказать: ну раз все это будет принято
именно в таком виде, который описан выше, то они учтут это в новых
изменениях в уставе города. Там фактически будет написано через
какую-ту запятую: «выборы мэра».
Хотя
при этом вряд ли стоит подозревать депутатов дзержинской думы в том,
что они сильно теоретизировали по этому поводу. Они-то, дзержинские
депутаты, преследовали конкретную цель и выполняли конкретную,
поставленную перед самими собой задачу, – убрать из управления
городом Виктора Сопина.
Его
хотели убрать вовсе не потому, что он такой хороший, пушистый и
белый, а депутаты такие плохие, буки и бяки. Убрать Сопина
предполагалось потому, что он оказался совершенно несговорчивым в
вопросах, связанных с достижением депутатами городской думы города
Дзержинска конкретных деловых целей. Депутатами, представляющими
собой в большинстве своем местные бизнес-элиты.
В
этом смысле в большей степени депутатами городской думы города
Дзержинска руководят исключительно деловые интересы: получить тот или
иной участок земли для последующей застройки, например, получить во
владение то или иное муниципальное имущество, то или иное
муниципальное предприятие — в частности, речь шла о местном
«Водоканале». В данном случае речь идет о совершенно
ясных бизнес-интересах.
Бизнес-депутатствование
Самое
характерное, что можно наблюдать сегодня в большинстве регионов и
муниципальных образований Российской Федерации – это те, кто
приходит во власть, а самое характерное – кто становится
депутатами местных представительных и законодательных органов власти.
Местных Законодательных собраний, местных земских собрания, местных
городских дум и так далее. Хотя не является исключением и собственно
российский парламент – Государственная Дума Российской
Федерации.
На
муниципальном уровне это проявляется прежде всего и главным образом —
и поэтому является наиболее характерным явлением.
Депутатами
становятся почти исключительно представители местных бизнес-элит,
деловых кругов, которые изначально используют политику в целях защиты
собственных деловых интересов и расширения собственных бизнес-сфер.
Это
происходит, например, в Нижнем Новгороде. Происходит это и в
Дзержинске, и в Кстове и так далее – с поправками на местные
особенности каждого конкретного муниципального образования.
Там,
где есть какие-то независимые политические организации, — например
представляющие Коммунистическую партию Российской Федерации, они хоть
как-то могут противостоять основной российской тенденции.
Эта
тенденция хорошо видна и в Дзержинске. В этом смысле для депутатов
местной городской думы Виктор Сопин оказался совершенно чужим
человеком. С точки зрения депутатов местной думы он оказался
совершенно недоговороспособен.
И
тогда, чувствуя органическую чуждость Сопина их деловым интересам,
местные депутаты будут использовать абсолютно все, ни с чем не
считаясь. Даже то, что 70-80 процентов жителей города выступают за
прямые выборы мэра – им абсолютно все равно.
Оборону
держат «ларечники»
Дело
в том, что эта прослойка власть имущих, эта местная «элита»
давно уже научилась воспроизводить самое себя. Посмотрите на то, что
происходит, например, в Нижнем Новгороде. Все местные депутаты уже по
десятку раз выбираются, сформировали свои группы поддержки, свои
группы избирателей, которые обеспечивают им воспроизводство в системе
власти. И трудно кому-то со стороны – даже если он и не очень
далеко — подобраться к этой «вершине».
Обратите
внимание на то, что случилось в Нижнем Новгороде. Из элиты «убрали»
только Ольгу Шумакову, которая, видимо, не сумела создать такую
группу поддержки и поэтому не обладала нужными ресурсами. Остальные
же по-прежнему на своих местах.
Это
люди, которые обладают ресурсами для воспроизводства себя во власти.
И
эта система власти совершенно удобна для вышестоящего руководства. В
частности – для руководства Нижегородской области и здесь я
конкретно имею в виду Валерия Шанцева. Губернатору Нижегородской
области легче управлять, как он говорит, «ларечниками»,
чем независимыми депутатами, которые теоретически всегда могут
опереться на поддержку избирателей и опираются на нее по факту.
Для
сохранения собственных интересов, в том числе и прежде всего –
бизнес-интересов, деловых интересов, представители этой системной
номенклатуры используют и возможности, которые предоставляет им
политическая партия система. И в этом смысле Дзержинск тоже стал
показательным явлением.
Здесь
Виктор Сопин, который хотел бы в сущности играть по правилам,
вписаться в существующую систему, но по ряду обстоятельств не сумел
этого сделать, сделал красноречивый политический ход и вышел из
партии власти – из «Единой России». И по большому
счету он оказался в этом своем показательном жесте далеко не одинок.
Потому что уже можно начать говорить о выходе политических деятелей
из партии власти как об общей тенденции.
Является
ли это на самом деле тенденцией? Да. Просто потому что люди сейчас
начинают думать, что им неудобно оставаться в партии, получившей в
обществе имидж «партии жуликов и воров». Это раз.
Во-вторых,
возможно, возникают какие-то новые тенденции, о которых можно пока
только догадываться. О какой конструкции политической и партийной
системы идет речь там наверху, в администрации президента Российской
Федерации? Может быть, там уже будущего для «Единой России»
тоже не видят?
И
если кто-то об этом догадывается, — и если это на самом деле так, —
то тогда те, кто выходит из так называемой партии власти поступают
более дальновидно, чем те, кто за «Единую Россию»
держится.
Возвращаясь
к политической конструкции современной муниципальной власти в
Российской Федерации, определенно можно сказать следующее. Конечно,
«двухголовая» система с главою города, выбранным из числа
депутатов, гораздо более удобнее для реализации всей этой
централизованной власти, которая сейчас сформирована в частности в
Нижегородской области, — впрочем, как и сформирована она в
большинстве регионов Российской Федерации.
Это
свойство локализованных политических режимов, где единоначалие
доведено до блеска.