Вспомнить свою историю
Большинство посетителей предыдущей выставки в музее нижегородской интеллигенции говорили нам, что они приходили в музей, где были какие-то столы, стулья, чашки, такие вещи, как нож для разрезания газет, – как домой. И мы поняли, что когда ты приходишь в это здание, которое пустовало три года, то будто возвращаешься домой – ты можешь поставить новую мебель, сделать ремонт, но у дома есть определенный культурно-исторический багаж.
Поэтому мы решили изучать в рамках выставки «Обратно домой» не только историю музея и квартала, но и само понятие «дом», которое отсылает нас и к истории, и к традиционной культуре и, в том числе, к тому, что мы должны ценить. Большинство художников посредством выставки рассуждают о том, как ценить новый или старый дом.
У нас представлено много и уже известных художников, как Александр Лавров, и молодые нижегородские авторы, которые в начале творческого пути занимались уличным искусством.
Александр Лавров сделал очень важную работу, которая называется «Дом с призраком», она иллюстрирует часть истории дома нижегородской интеллигенции: в 1900-м году сюда к революционеркам сестрам Невзоровым приезжал Владимир Ильич Ленин и обсуждал издание газеты «Искра». И в здании теперь есть призрак – нетрудно догадаться, какой.
Еще один очень важный художник, Андрей Дружаев, создал целый архив, использующий предметы, которые мы нашли в этом здании. Казалось бы, музей уезжал, экспозиция переезжала, однако мы нашли уникальные документы, например, письмо 1941-го года, паспорт на окраску этого здания, почетную книгу, которую мы сейчас продолжаем.
Первые посетители отметили в этой книге, что наша выставка – необычный проект, который заставляет задуматься, вспомнить свою историю. Последний отзыв на сегодня – от департамента культуры Нижнего Новгорода: «Спасибо за то, что мы вернулись домой!».
В рамках проекта планируется большая параллельная программа, часть которой будет проходить в ГЦСИ «Арсенал»: лекции, видеовстречи. Будет и лекция с Ильей Будрайтскисом в галерее Futuro на Рождественской о том, что такое вообще интеллигенция, и о современном понимании этого слова.
Также запланированы экскурсии, большинство экскурсии проходит по кварталу 1833 года, где и находится музей нижегородской интеллигенции, другая часть посвящена современной экспозиции. И, самое главное, будет экскурсия с бывшей работницей музея Лялей Копыловой, которая расскажет, как работали все эти люди, все эти научные сотрудники в этом пространстве с прошлым директором музея Татьяной Николаевной Казанской, которая и сохранила этот музей.
И через неделю мы отправимся в выставочный зал Покровка,8, где находится та самая экспозиция Музея нижегородской интеллигенции, которую вывезли три или четыре года назад.
Что касается перспектив развития площадки в здании музея, мне кажется, что нужно руководствоваться опытом, который уже есть в других странах. В каждом городе существуют центры современной культуры, где располагаются художественные резиденции, и художники, 20-30 в год приезжают в город, изучают контекст, общаются с жителями, проводят лекции, создают какой-то продукт, рассказывают о созданных работах в других странах, на биеннале в Венеции, на выставке в Нью-Йорке… Они могут рассказывать и о том, как им творилось в Нижнем Новгороде.
Здание это не должно быть музеем в обычном понимании, это должно быть мильтидисциплинарное пространство – здесь могут быть и временные выставки, и лектории, и пространство для того, чтобы, например, приглашенные художники могли делать работы, основываясь на изучении нижегородской истории и нижегородского контекста.