Задача — свести дефицит к нулю
Говоря
об областном бюджете, подчеркну, что он предусматривает выполнение
социальных обязательств государства перед жителями. Что радует в
бюджете 2013 года? Перспективы повышения зарплат сразу нескольким
группам бюджетников, сохранение программы развития, что для Нижнего
Новгорода особенно важно в свете ЧМ-2018 и потребностей города в
новых транспортных развязках.
Размер
и параметры регионального бюджета в его нынешнем виде определяются
несколькими обстоятельствами.
Во-первых,
в нашем регионе бюджетная политика в высокой степени централизована.
К примеру, в бюджет Нижнего Новгорода попадает всего 11% от
налогооблагаемой базы, имеющейся на него территории, всё остальное
уходит в вышестоящие бюджеты, но частично возвращается в виде
трансфертов. Поскольку трансферты — это целевые средства,
муниципальные образования теряют свою финансовую самостоятельность, и
это является одним из основных факторов достаточно высокой
наполняемости областного бюджета.
Увы,
это пока не соответствует недавним декларациям, что финансовая
децентрализация позволит муниципалитетам страны иметь больше доходов
и лучше решать вопросы местного значения, особенно в
жилищно-коммунальном хозяйстве и благоустройстве.
Меня
настораживает достаточно скромный прирост промышленного производства,
который в 2013 году составит всего 1,5%. А ведь именно этот параметр
характеризует состояние региона с точки зрения инвестиций в реальный
сектор экономики. Налогооблагаемая база растет медленнее, чем планы
по доходам в бюджет, и это вынуждает обращаться к другим источникам
наполнения казны: повышению акцизов, планов по сбору штрафов и т.д.
Конечно, это менее надежные источники, поскольку их невозможно
повышать ежегодно. Но в 2013-м году это ещё не будет критичным для
региона.
Я
поддерживаю идею областного министерства финансов о снижении размеров
государственного долга региона, и считаю, что это необходимо делать
даже более быстрыми темпами, чем планируется. Когда речь заходит о
кредитах, всегда повторяю поговорку: берешь чужие, а отдаёшь свои.
Даже
при самом льготном проценте казне обходится очень дорого обслуживание
госдолга, который превысит 54 млрд рублей (для понимания, на эти
средства можно построить три метромоста с подходами и три станции
«Горьковская»).
Я
хорошо помню, как мне приходилось до середины 2000-х годов
рассчитываться с долгами по еврозайму, которые достались городу с
девяностых. Работать в режиме пожарной команды, латать дыры, и, что
называется, «скрести по сусекам» на новое
благоустройство: поверьте, в этом было мало приятного.
Хорошо
ли, что бюджет области является социальным? Парадокс, но это не
совсем так. Социальные статьи бюджета: зарплата бюджетникам,
содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры и
спорта, выплата льгот и пособий и т.д., — всё это расходы на
жизнеобеспечение, которые не делают жизнь граждан лучше, а
поддерживают её на должном уровне. Как говорят, эти деньги
«проедаются», а не идут на развитие.
Это
мечта любого мэра или губернатора — чтобы доля расходов на содержание
уже имеющейся инфраструктуры была не больше, чем доля расходов на её
новое строительство. Но пока она несбыточна в реальности
российской экономики.
Я
не согласен с прогнозами скептиков о том, что в 2013-м году нас ждет
очередной кризис. Но в то же время только легкомысленный человек не
замечает, что финансовая ситуация в мире, особенно в Европе, требует
подстраховки на случай экономического спада.
В
2008-м году я, еще как мэр города, принял решение о резервировании
около 1,5 млрд рублей из местного бюджета. Это была наша подушка
финансовой безопасности, которая позволила безболезненно пройти спад
2009-2010 годов. Хотя в правительстве области меня часто критиковали
за это решение, требовали больше тратить и просить меньше
трансфертов, время показало его правильность.
Сегодня
федеральный Минфин вновь принял решение наращивать объём резервного
фонда и фонда национального благосостояния, а также к 2015-му году
свести к нулю дефицит бюджета страны. Это сигнал и для регионов,
особенно в части сокращения госдолга, которое, повторюсь, я считаю
одной из самых актуальных задач финансовой политики нашего региона.