Закон «застрял» в Бирюлёво
Президент России подписал вчера федеральный закон. Название у
него длинное и плохо запоминающееся – «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и
ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных
отношений». Закон был принят почти моментально после печальных событий в
Бирюлёво. Прокомментировали его уже все, кто мог, политологи, эксперты и
руководители разного уровня. Убежден, что подавляющее большинство
комментировало, как у нас водится, не читая, а основываясь на кратких
пересказах информационных агентств, да и смысл всех комментариев был одинаков,
мол, этот закон переносит ответственность с федерального уровня на
региональный и даже муниципальный и мэра теперь вообще за межнациональные
конфликты можно уволить, а это неправильно, поскольку миграционная политика
должна быть в ведении федеральной власти и миграционной службы. Грешен и я,
тоже не читая, прокомментировал ситуацию в подобном же духе. А потом совесть
заела, взял закон и прочитал. А прочитавши – ужаснулся. В нем все гораздо
серьезней, чем показалось экспертам.
Итак, все по порядку. Есть такой район Подмосковья – Бирюлёво.
О его существовании в принципе уже много лет знает вся страна благодаря фильму
«Брат-2» и герою Сергея Бодрова – младшего, который якобы «застрял» в этом
самом Бирюлёво, а на самом деле убивал нехороших людей в Америке, самой что ни
на есть эмигрантской стране мира. Так вот, в Бирюлёво лицо кавказской, как у
нас говорят, национальности зарезало русского парня. Когда этот факт стал
известен, жители Бирюлёво пошли громить в отместку овощную базу, на которой
работало (по сообщениям СМИ) чуть не десять тысяч мигрантов, в большинстве
своем незарегистрированных. После погрома Государственная Дума быстро приняла,
причем сразу во втором и третьем чтении, вышеназванный закон, хотя лежал он в
ней с зимы.
Что же в законе написано? Да вроде бы ничего страшного… даже
отдает банальной канцелярщиной. Закон обязывает региональную и муниципальную
власть осуществлять «в пределах своих полномочий меры по обеспечению
государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и
гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и
других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов
Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации,
их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и
культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических)
конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия…»
Стоп! Россия была, есть и будет (не сомневаюсь)
многонациональным государством, в котором, без всякого сомнения (подчеркиваю),
должны учитываться мнения и позиции всех проживающих на ее территории народов.
Но в законе речь идет не только и не столько об этих народах. Речь идет о
мигрантах. Региональная и местная власть обязана заниматься их «социальной и
культурной адаптацией». Я с пониманием отношусь к проблеме мигрантов. Они
появились в России потому, что для них, в отличие от россиян, 10.000 рублей – это деньги, а 20.000 – это целое состояние. Они работают там, где местные
работать не хотят. Но мы же говорим о другом, мы смотрим на новый закон и
пытаемся понять, для кого он писался и какую цель он преследует. Историю в
Бирюлёво назвали в прессе «русским бунтом». Там в отличие от многих европейских
городов на улицы вышли местные жители, а не мигранты. Местные протестовали
против засилья нелегалов, живущих в России без регистрации, без учета, а порой
без имени, фамилии и возраста. Принятый Думой закон должен был после
бирюлёвских событий защищать в первую очередь местное население от этих
нелегалов. Но сделал он все наоборот. Он защитил мигрантов. Он потребовал от
региональных и местных властей их социально и культурно адаптировать. А чтобы
уж совсем все было понятно и неповадно властям этим сопротивляться, закон ввел
новую норму, за которую можно отстранить главу местного самоуправления от
должности. Теперь, если на территории муниципального образования свершился
межнациональный конфликт (читай инициированный нелегальными мигрантами!) или
нарушены права и свободы граждан (читай нелегальных мигрантов!) в зависимости
от национальности, то этого самого главу можно отправлять в отставку. Так что
теперь, если вдруг таджикские гастарбайтеры-строители или вьетнамские продавцы с
Канавинского рынка вдруг придут в городскую администрацию и станут просить
разрешить им провести в Кремле митинг с требованием к своим руководителям,
выплачивающим им слишком маленькую зарплату, эту самую зарплату увеличить, то
лучше митинг разрешить, иначе городская власть подпадет под действие закона и
глава города лишится своей должности. Получается, что сегодня нелегалов и
выгнать-то с насиженных мест нельзя. За этим сразу может последовать
межнациональный конфликт. Вместо того, чтобы обезопасить местное население,
защитить его, сделать миграцию контролируемой, честной и понятной, закон
расширил права мигрантов, приравняв их ко всем коренным народам и
национальностям, исторически проживающим на территории России. С моей точки
зрения, это полнейший абсурд. Как с таким Законом мы в России планируем
сохранять межнациональное спокойствие, я не понимаю…
P. S.
Кстати! Этим же законом Государственная Дума обязала
муниципальных служащих «соблюдать нейтральность, исключающую
возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений
политических партий…», а муниципальных служащих, являющихся руководителями, – «не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к
участию в деятельности политических партий…»
Про этот момент эксперты ничего не сказали в своих
комментариях. А как же теперь будет существовать «Единая Россия»? Неужели без
принуждения?