16+
Аналитика
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
21.01.2022
Главным драйвером роста нижегородской экономики стала промышленность, в первую очередь, высокотехнологичная.
20.01.2022
Юбилей объединил усилия правительства Нижегородской области, предприятий и НКО.
19.01.2022
В следующие годы мы будем наблюдать реализацию потенциала, аккумулированного регионом в 2021 году.
17.01.2022
Введение QR-кодов в масштабах страны сегодня обернулось бы полным провалом.
17.01.2022
Инициатива «Единой России» о приостановке рассмотрения законопроекта о QR-кодах вполне разумна.
13.01.2022
В Нижегородской области проведена очень серьезная работа по сохранению историко-культурной среды.
13.01.2022
Удержать планку на поднятой в 2021 году высоте – это было бы круто.
26 Августа 2008 года
192 просмотра

Закрытые деньги

Как только не называли Стабфонд за четыре с половиной года, прошедших с
момента его появления!

И копилка, и заначка, и неприкосновенный запас.

Все это время Стабфонд оставался чуть ли не единственным финансовым
институтом, полностью подконтрольным государству.
Менялись правительства,
создавались госкорпорации, исчезали олигархи, а Стабфонд только пополнялся.
Незыблемыми оставались и направления использования средств — погашение
государственного внешнего долга и устранение дефицита пенсионной системы
страны.

Объем средств Стабфонда России в 2005-2008 гг. ($ млрд.)

1 января 2005 г.

18,8

1 января 2006 г.

43,0

1 января 2007 г.

89,1

1 января 2008 г.

156,8

30 января 2008 г.

157,4

Источники: Минфин, Банк России

С 1 февраля 2008 г. Стабфонд, достигнув $157,4 млрд. чистого веса,
разделился на Резервный фонд, куда поступило $125,4 млрд., и Фонд
национального благосостояния,
где осели оставшиеся $32,0 млрд.

Изменился и порядок формирования фондов. Если в Стабфонд направлялись
сверхдоходы от экспорта нефти, то в формировании вновь созданных фондов
дополнительно участвует часть доходов, получаемых от реализации природного газа
и газового конденсата.

Кроме того, средства фондов могут храниться в иностранной валюте,
долговых обязательствах иностранных государств и центральных банков, на
депозитах в иностранных кредитных организациях, а средства Фонда национального
благосостояния дополнительно могут размещаться в долговые обязательства и акции
юридических лиц или паи инвестиционных фондов. По сути, Фонд национального
благосостояния является государственным, суверенным инвестиционным фондом.

Однако за все годы существования народных фондов мы не знали об их
состоянии практически ничего.
Где наши деньги хранятся, во что вкладываются, кто
ими управляет. Власть считала, что нам достаточно их объемов, несколько раз за
год милостиво объявляемых Минфином. Все прочие нюансы охранялись пуще
государственной тайны.

На этой почве вырастали самые невероятные слухи, навроде тех, что
сэкономленные деньги используются для надувания мирового нефтяного пузыря,
переданы в пользование «другу» Бушу, а то и вовсе украдены коррумпированными
чиновниками и олигархами.

Между тем, мир изменился. Суверенные инвестиционные фонды или СИФы,
находящиеся в собственности и под контролем государств, в мировой финансовой
практике стали обыденным явлением, к которым предъявляются те же требования,
что и к частным инвестиционным институтам.

Прозрачность деятельности, открытость управления, ясность целей — вот
что сегодня в мировых финансах ценится дороже денег.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

История СИФов началась в 1953 г., когда в Кувейте было создано
Кувейтское инвестиционное управление, в которое перечислялись излишки от
экспорта нефти. На 1 июля 2008 г. в мире насчитывалось уже 47 СИФов, а общий
объем средств достиг $3854 млрд. Сегодня суверенные фонды созданы в 35
государствах. В некоторых странах таких фондов несколько: например, в
Саудовской Аравии — 2, в США — 4, в Китае и ОАЭ — по 5. Чемпионом по активам
являются Объединенные Арабские Эмираты, суммарная величина их фондов составляет
около $1 трлн., и это с учетом того, что точные цифры по двум фондам доподлинно
неизвестны.

До недавних пор суверенные фонды создавались преимущественно для
аккумулирования доходов от экспорта нефти, но затем СИФы стали создаваться в
странах, активно развивающих не сырьевой, а промышленный и
высокотехнологический экспорт. Примерами могут служить сингапурская корпорация
«Темасек холдингс», функционирующая с 1974 г., или несколько китайских СИФов,
заработавших уже в этом столетии. Кроме этих стран подобные фонды работают в
Австралии, Вьетнаме, Ирландии, на Тайване, в Южной Корее.

В наши дни удельный вес сырьевых суверенных фондов неуклонно снижается,
а СИФов, финансируемых за счет несырьевого экспорта — наоборот, растет. На
начало июля этого года совокупные активы фондов, пополняемых за счет экспорта
нефти и газа, составляли $2381 млрд. или 61,8%, а за счет несырьевого экспорта
— $1473 млрд. или 38,2%, хотя еще пару лет назад объем последних не дотягивал и
до 30%. На территории бывшего СССР СИФ основаны в трех странах — экспортерах
нефти. Кроме России с двумя фондами, оцениваемыми сегодня в $163 млрд., это
Казахстан ($22 млрд.) и Азербайджан ($5 млрд.).

Рейтинг крупнейших суверенных фондов (на 1 июля 2008 г).

Место

Страна

Название

Активы

1

ОАЭ

Инвестиционное управление Абу-Даби (ADIA)

$875млрд.

2

Норвегия

Государственный пенсионный фонд — Глобальный

$397 млрд.

3

Саудовская Аравия

Саудовские валютные холдинги (SAMA)

$365 млрд.

4

Сингапур

Государственная инвестиционная корпорация (GIC)

$330 млрд.

5

Китай

Инвестиционная компания государственного валютного управления (SAFE)

$312 млрд.

9

Россия

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

$163 млрд.

Источник: SWFInstitute

Для чего же создаются фонды, не проще ли все взять и поделить между
согражданами?

Оказывается, не проще, особенно если помнить, что в долгосрочной
перспективе нас могут поджидать любые неожиданности.

Фонды нужны для ограждения государственных бюджетов от резких колебаний
мировых цен на экспортируемые ресурсы. Немаловажную роль в их создании играет
страх перед «голландской болезнью», когда чрезмерные доходы от экспорта сырья
негативно отражаются на состоянии национальной валюты и экономической
активности внутри страны.

В мировой практике существуют прецеденты создания фондов для
финансирования промышленной политики, а в некоторых государствах при помощи
СИФов осуществляется управление и приумножение золотовалютных резервов.
Наконец, суверенные фонды создаются для достойного пенсионного обеспечения
граждан.

Если страна может финансировать содержание пожилых людей за счет
выгодного инвестирования государственных средств, то почему бы этого не делать?

АВАНСЫ И ПОЛУЧКИ

Почти $4 трлн., накопленные в СИФах с целью не только сохранения, но и
приумножения предполагают их размещение в различные инвестиционные активы. Если
раньше СИФы считались консервативными портфельными инвесторами, вкладывавшими
по чуть-чуть в надежде получить скромные дивиденды, то в последнее время
ситуация стала другой и виной тому мировой финансовый кризис. Только с марта
2007 г. по апрель 2008 г. объем вложений СИФов в ведущие финансовые институты
Запада, многие из которых оказались на грани банкротства, составили огромную
цифру — почти $45 млрд., причем, $24 млрд. было перечислено в конце 2007 г.
Доля фондов в уставных капиталах крупнейших банковских структур мира вплотную
приблизилась к отметке 10%, что подразумевает появление нового крупнейшего
акционера во многих из них. 10% в одних руках — это действительно очень много.
Для сравнения: единственным акционером Сбербанка, чья доля превышает 5%,
является Банк России.

Некоторые инвестиции СИФов в западные банки за 2007-2008 гг.

Банк

Собственник СИФ

Цена ($ млрд.)

Доля в капитале (%)

UBS

Сингапур

9,8

9,8

Citigroup

ОАЭ

7,5

4,9

Morgan Stanley

Китай

5,0

9,9

MerrillLynch

Сингапур

4,4

9,4

Источник: SWF Institute.

Примеры приобретения фондами акций банковских институтов свидетельствуют
время осторожной инвестиционной политики прошло.

СИФы все активнее вкладываются в рисковые ценные бумаги: доля акций в
активах норвежского фонда «Государственный пенсионный фонд — Глобальный»
превышает 40%, сингапурского «Темасек Холдингс» составляет 57%, Инвестиционного
управления Абу-Даби (ОАЭ) доходит до 60%.

Под стать стратегии инвестирования и прибыль. Среднегодовая доходность
инвестиций норвежского СИФ — 8,0%, «Темасек Холдингс» — 7,4%, фонда ОАЭ — также
около 8%. Лидером же является канадский фонд «Наследие Альберты», чья
доходность по итогам 2006 г. составила 15% годовых.

Сказать, что власти стран, куда приходят суверенные инвестиции,
чувствуют тревогу — значит, ничего не сказать. Во многих государствах
вводятся прямые запреты на иностранные суверенные инвестиционные экспансии.

Например, в Исландии иностранные инвесторы должны получить специальное
правительственное разрешение, в Мексике введены запреты для целого ряда отраслей,
а в Испании правительство может ограничивать инвестиции государств, не
являющихся членами ЕС (каковых среди собственников СИФов абсолютное
большинство).

Даже в США, оплоте рыночного либерализма, вводится новый порядок для государственных
иностранных инвестиций.

Если раньше разрешение требовалось лишь при покупке более 10% капитала
финансовых структур США, то теперь любые инвестиции иностранных СИФов будут
подвергаться проверке и контролю. К слову, такой порядок уже действует в
Австралии. После того, как один из китайских СИФов купил всего по 1% акций трех
ведущих австралийских банков.

ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ УМНЫХ

Масштабы мировой финансовой агрессии суверенных фондов поражают.

Сегодня во многих государствах СИФы представляются идеальной формой не
только для обеспечения макроэкономической стабильности в долгосрочной
перспективе, но являются финансовыми проводниками самых разнообразных интересов
правительств не только за рубежом, но и внутри стран.

Наиболее характерным примером новой инвестиционной стратегии стало
создание в 2007 г. Китайской инвестиционной корпорации, получившей в свое
распоряжение $200 млрд. золотовалютных резервов.

Китай, обладающий великодержавными амбициями, стремится не только к
приобретению крупных пакетов акций зарубежных компаний. Значительная финансовая
поддержка предоставляется крупнейшим китайским корпорациям: в 2005-2006 гг.
Китай потратил более $60 млрд. золотовалютных резервов для финансовой накачки
ведущих китайских банков перед IPO. К слову, в 2006 г. объем IPO двух китайских
банков стал рекордным — на двоих было привлечено $33,1 млрд.

Сегодня Китай воплощает идею создания финансового суперхолдинга,
в чье управление будут переданы государственные активы для осуществления
внутренних и внешних стратегических инвестиций. Нужны высокие технологии —
скупим интересующие компании, требуется расширение экономического влияния —
приобретем клиентскую базу и бренды, имеется заинтересованность в нефти —
вложим в Нигерию или Судан.

Для реализации столь глобальных планов, кроме денег, нужны мозги. В
настоящее время не только китайские фонды, но и СИФы других стран предлагают
щедрые вознаграждения и компенсации руководителям частных инвестиционных фондов
и очень скоро получат в свое распоряжение наиболее талантливых и удачливых.

Та же Китайская инвестиционная корпорация открыла специальный сайт, с
помощью которого нанимает сотни профессиональных аналитиков и инвестиционных
менеджеров по всему миру. Дошло до того, что руководство корпорации объявило о
приглашении в свой международный консультативный совет бывшего председателя
Федеральной резервной системы США финансового гуру и лоббиста Алана Гринспена.

ОТКРЫТЫЕ КНИГИ

Проблема транспарентности или прозрачности деятельности суверенных
фондов все больше занимает мировую политическую и финансовую элиту.

В этом году совокупные активы СИФ превысят отметку в $4 трлн. и,
несмотря на то, что в сравнении с мировым ВВП это не так уж и много, всего
7,3%, вложения этих средств могут существенно поколебать экономическую
независимость многих индустриально развитых стран.

Наиболее распространенная методика оценки прозрачности фондов включает
10 показателей. Что это за критерии? Доступность базовой информации о фондах,
публикация результатов ежегодного аудита независимыми аудиторскими организациями,
доступность информации о приобретениях фонда, его финансовых результатах и
географическом распределении активов, раскрытие информации о внешних
управляющих, наличие постоянно обновляемого интернет-сайта и другие. Открытым
считается фонд, чей рейтинг составляет 8 баллов и выше.

Рейтинг прозрачности страновых СИФ на 1 июля 2008 г. (min.-1 балл, max.
— 10 баллов)

10 баллов

Новая Зеландия, Норвегия,

8-9 баллов

Австралия, Азербайджан, Канада, США (фонды Аляски
и Нью-Мексико), Южная Корея

 

5 баллов

ОАЭ (Инвестиционная корпорация Дубая), Россия,
Тринидад и Тобаго

 

1 балл

Алжир, Ангола, Бруней, Катар, Кирибати, Ливия,
Мавритания, Нигерия, ОАЭ (Инвестиционное управление Эмиратов)

Источник: SWFInstitute

Образцом транспарентности считается норвежский «Государственный
пенсионный фонд — Глобальный». В открытом доступе можно найти сведения о его
активах, обязательствах, доходности, направлениях размещения средств.

Государственная принадлежность этого фонда диктует необходимость
соблюдения политических приоритетов страны. Примером может служить отказ от
сотрудничества с крупнейшей американской торговой сетью Wal-Mart после
предъявления ей обвинений в незаконном использовании детского труда.

Открытость фондов предполагает раскрытие информации о направлениях
вложений. Весь мир знает, что норвежцы, например, владеют ценными бумагами
«Газпрома», а сингапурская «Темасек Холдингс» — акциями «Роснефти» и «МТС».
Однако вложения в предприятия крайне малы (меньше 1%), что отражает общую
консервативную политику этих фондов.

Россия с 5 баллами оказалась ровно посредине рейтинга транспарентности,
соседствуя с одним из фондов ОАЭ, а также фондом Тринидада и Тобаго.

СИФы, признаваемые наиболее открытыми, действуют в основном в
индустриально развитых странах (Азербайджан — пока исключение). Неудивительно,
что принципы их работы соответствуют общей прозрачности экономик этих стран и
высоким местам в антикоррупционных рейтингах.

И все же России столь высокий рейтинг поставлен авансом.

ИГРА В НАПЕРСТКИ

Из всех критериев оценки прозрачности наши Резервный фонд и Фонд
национального благосостояния удовлетворяют от силы трем. Мы знаем
базовую информацию о фондах, осведомлены о месторасположении головного офиса
(здание Минфина на Ильинке) и можем проникнуть на интернет-страницы фондов,
расположенные на сайте все того же Минфина.

Но если вдруг мы захотим узнать об инвестиционной стратегии,
направлениях вложений, полученных доходах или о политике оплаты труда
сотрудников, компьютер выдаст «данные не найдены».

Кто они, управляющие народными средствами? Министр Кудрин, премьер
Путин, глава Центробанка Игнатьев?

Сколько человек управляет национальным благосостоянием?

Известно, что в крупнейшем мировом СИФе «Инвестиционное
управление Абу-Даби» трудится приблизительно 1300 человек. Если уменьшить
численность работников в соответствии с размерами наших фондов, получится 242
человека. Столько в здание на Ильинке не влезет. Значит, есть внешние
управляющие,
но мы их также не найдем.

Нам говорят, что доходность вложений Стабфонда с начала размещения, то
есть с 24 июля 2006 г., составила 10,75% годовых в долларах США. Но это лишь
благодаря тому, что курс доллара все эти годы неуклонно снижался.

Если же измерять доходность без привязки к курсу американской валюты, то
получится не более 4,5% годовых, да и то практически полностью съеденных
укреплением рубля.

Что касается управления $568,3 млрд. международных резервов ЦБ (на 1
июля этого года), то с ним вообще полный мрак. Где они, в каких банках
размещаются, в чьи активы вкладываются?
Лишь иногда происходят утечки
информации, заставляющие финансистов всего мира впадать в ступор. Как можно
было разместить $100,8 млрд. или 21% резервов (на начало 2008 г.) в
облигации трех ипотечных компаний США, да еще в разгар ипотечного кризиса?

Деньги, конечно, вернутся, облигации — не акции. Но решение разместить
37% всех иностранных фондовых инвестиций в терпящую крах американскую ипотеку,
было скорее всего не экономическим, а политическим. Доставшимся в наследство от
путинского президентства.

Сколько их еще, наследственных сюрпризов?

Сегодня суверенные фонды вынуждены быть максимально прозрачными, иначе
их ни в одну дверь не пустят.
Правительства разных стран создают специальные
государственные корпорации, привлекают лучших специалистов, проводят
агрессивную инвестиционную политику, стремясь соответствовать меняющемуся
глобальному финансовому устройству.

И лишь в России управление суверенными фондами и международными
резервами все больше напоминает игру в наперстки.

Мы думали, что шарик под колпачком, а его там давно уже нет.

Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.

По теме
12.01.2022
Нижегородская область поднялась сразу на 10 позиций в рейтинге управления качеством общего образования.
12.01.2022
В сложных условиях 2021 года правительству региона удалось выполнить все стоящие перед ним задачи.
12.01.2022
Активно развивается инфраструктура, дающая все возможности для полета научно-технологической мысли.
12.01.2022
Год запомнится нижегородцам не только ограничениями, затруднявшими жизнь граждан и функционирование экономики.

Смотреть видео онлайн

Смотреть kino онлайн