«Живой журнал» — Ноев ковчег для интеллектуалов
От редакции. АПН публикует интервью известного философа Константина Крылова о переменах в судьбе "Живого журнала" — популярного сервиса для ведения интернет-дневников, ставшего в последнее время феноменом политической и культурной жизни России.
***
— Связана ли, по вашему мнению, покупка русского сегмента «Живого журнала» структурами, близкими к Мамуту, с политикой? Что это — попытка властей поставить блогосферу под контроль или «чистый бизнес»?
— Начнём с того, что никакого заметного «бизнеса» таким путём сделать, скорее всего, невозможно. Руководство компании намекает на то, что оно имеет некую «бизнес-модель», но отмалчивается, когда задаются прямые вопросы. Это не исключает того, что для руководства новоявленной компании покупка русского сегмента ЖЖ и в самом деле является доходным предприятием, но источник дохода они называть не хотят. Можно предположить, что речь идёт о весьма распространённом российском «бизнесе», а именно — предоставлению неким политическим структурам контроля над кусочком медийной сферы в обмен на финансовые вливания.
Здесь можно ожидать вопроса: так ли интересен русский ЖЖ, чтобы тратить на установление контроля над ним хоть копейку, не говоря уже о миллионах долларов? Ответ: да. Русский ЖЖ и в самом деле того стоит. Не секрет, что во всём мире блоги (и, в частности, www.livejournal.com) — это, в основном, развлечение для тинейджеров, а также место для самовыражения разного рода фриков. Что подтверждается самой структурой соответствующих языковых секторов: это разреженная сеть не слишком заинтересованных друг в друге людей, вяло переговаривающихся на бытовые темы или образующих клубы по узкотематическим интересам.
Это связано c тем, что в развитых странах любой сколько-нибудь интересный и талантливый человек, независимо от своих убеждений, легко интегрируется в медийную систему, а в странах неразвитых таких людей просто нет. В России же ситуация уникальна: это страна, искусственно опущенная в «третий мир», где ещё сохранились (и даже воспроизводятся) умные и талантливые люди, но политическая (и, соответственно, медийная) система соответствует стандартам какой-нибудь латиноамериканской или африканской диктатуры середины прошлого века. В такой ситуации образуется немалое количество «лишних людей», которым некуда приложить свой ум и талант, и они выплёскивают всё это в ЖЖ, где до последнего времени не было ни государственной, ни либеральной цензуры, и где можно было говорить практически всё что угодно.
Прежде всего, это касается, конечно, национально настроенных русских людей, но не только их: например, либералы невостребованных направлений или какие-нибудь экзотические традиционалисты тоже нашли себе место в ЖЖ, который оказался своего рода «ноевым ковчегом» для интеллектуалов.
Можно было ожидать, что всё закончится просто «выпуском пара». Однако новая среда оказалась неожиданно продуктивной. В течение нескольких лет ЖЖ стал местом «салонной жизни» — то есть сверхинтенсивного обмена идеями и мнениями, аналогом которой может послужить разве что интеллектуальная жизнь Франции накануне Великой Французской Революции. Опять же, сказанное подтверждается уникальной структурой русскоязычного сектора ЖЖ: это «плотная» высокоинтегрированная среда, где не редкость «тысячники» (то есть люди, транслирующие своё мнение на тысячи добровольных подписчиков своих дневников), а удачные темы распространяются как степной пожар. По сути дела, сейчас русскоязычный ЖЖ — это самое интересное место в Рунете как таковом. Неудивительно, что раскрученные медийные персонажи, не испытывающие недостатка внимания в «больших» СМИ, заводят себе сетевые дневники. Это делается не для того, чтобы «подраскрутить» себя (они в этом не нуждаются), а для того, чтобы «присутствовать в клубе».
Но самым важным результатом работы ЖЖ-механизмов является «выход в оффлайн». Как показала практика, ЖЖ является куда более сильным интегрирующим механизмом, нежели личные сайты, форумы, и прочие традиционные формы сетевой жизни. Например: попытки создать «сетевую» политическую партию, неоднократно предпринимавшиеся (в частности, небезызвестным Немцовым и другими персонажами), обычно проваливались. А вот политические силы, интегрировавшиеся вокруг ЖЖ, существуют и действуют, причём иной раз весьма эффективно. ЖЖ сыграл свою роль в целом ряде нашумевших ситуаций — начиная от «дела Иванниковой» и кончая прошлогодним Русским Маршем.
Разумеется, подобный ресурс нужно взять под контроль — хотя бы для того, чтобы «в случае непредвиденной ситуации» иметь возможность уничтожить некоторые дневники, прекратить работу некоторых сообществ и так далее. Во всяком случае, это было бы умным решением.
— Готовы ли вы «бежать» из «Живого журнала», если подтвердиться, что его купили не для бизнеса, а для политического контроля за блогосферой?
— Как я уже сказал, ЖЖ — это прежде всего коммуникативная среда. Мне, например, не составит труда переместить свой дневник (достаточно популярный) на какой-нибудь другой ресурс. Но это означает не только потерю существующей аудитории, но и закрытие возможностей для её расширения: ведь новые люди, заводящие себе дневники в ЖЖ, просто не узнают о моём существовании. Поэтому стремительное бегство — не самый лучший вариант. Но и оставлять свой дневник в заложниках у Носика и компании — тоже не самый лучший вариант.
Я предложил бы нечто среднее: создание новых (может быть даже — принципиально новых) ресурсов, обладающих интеграционным потенциалом, вместе с сохранением ЖЖ «до поры до времени». То есть — не искать «плацдармов отступления», а строить плацдармы наступления. Кстати, одну попытку создания подобного плацдарма я предпринял сам — это http://wiki.traditio.ru/, неподцензурный правый националистический ресурс на базе популярной сейчас технологии wiki. Но, безусловно, этого недостаточно. Необходима продуманная и скоординированная стратегия, позволяющая сохранить уникальное сообщество, образовавшееся в ЖЖ.
— Означает ли всё происходящее, что блогосфера уже начала заменять собой стандартные СМИ или это своего рода «скандал в песочнице»?
— Ни то, ни другое. Блогосфера не заменяет СМИ. Это именно что интеллектуальный клуб, каковым никакое СМИ в России ни в коей мере не являются. То есть считать ЖЖ «средством массовой информации» было бы слишком почётно для средств массовой информации.
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.