С детства сказки учили нас самому
главному. Спиритический сеанс – одна из интереснейших сказок современного
общества. И мы можем лишь предполагать, как выглядел бы разговор с похороненным
на одном из нижегородских кладбищ человеком. Назовем его, условно, Иван
Иванович Иванов.
— Доброй ночи, Иван Иванович. Не могли бы вы рассказать
нашим читателям, каково это: быть похороненным на нижегородском кладбище?
— Семьдесят процентов вашего успеха
пребывания на кладбище зависит от ваших родственников, откровенно говоря.
Правительство города мало заинтересовано в уходе за заброшенными могилами, а
волонтеров, согласных на подобную работу, крайне мало. Отсюда итог: если ваши
родственники помнят вас, то и могила будет ухожена. Правда, есть случаи, когда
живых родственников не осталось. Вот в таких ситуациях, мне кажется, наиболее
важно вмешательство государства. Но оно к нам, умершим, слепо, как ни странно.
В итоге у нас есть совершенно заброшенные могилы, один только вид которых
внушает страх и напоминает о фильмов ужасов. Взгляните, к примеру, на могилу
моего соседа — Петра Петровича. Детей у него не было, а жена скончалась всего
на три месяца позже его самого. Старшая сестра была одинока всю жизнь и умерла
еще раньше Петра Петровича. Сейчас надгробие на его могиле заросло, и
пробраться к ней можно разве что после работы секатора. И этот случай не
единственный. Безусловно, есть люди, которые навещают не только могилы
родственников, но даже и не самых близких знакомых, не желая увеличения роста
заброшенных могил. Но таких единицы. Некоторые забывают и о местах, где
захоронены их близкие родственники. Без вмешательства правительства ситуация будет
лишь становиться плачевнее.
— Нижний Новгород – город-миллионер. Не думаете ли вы, что
места для захоронения могут просто закончиться?
— Эта проблема стоит давно и не
только для Нижнего Новгорода. Использовать всю территорию города под
захоронения, безусловно, абсурдно и невозможно. Это просто фантастика какая-то.
Но умирающих становится все больше и больше, остановить рост этой цифры
невозможно. Эликсир вечной жизни пока не изобрели и не изобретут, я думаю.
Хоронить двоих, троих и более в одной могиле, кажется, несколько дико. Даже
варварски. Но, в то же время, современные кладбища все разрастаются. Некоторые
их территории заходят на территории частных владений. Такое развитие событий
так же не удовлетворит ни власти города, ни его население.
Не стоит забывать о том, что бывшие
территории кладбища вряд ли подходят для использования в новых целях. Как это
произошло, например, с Петропавловским кладбищем, ныне ставшим парком Кулибина.
Думаю, что это, во-первых, неуважительное отношение к историческому памятнику.
Петропавловское кладбище было одним из первых кладбищ за границей города. А
во-вторых, и это мне кажется важнейшим, это неуважение к похороненным на
кладбище людям. Да и сам я не пошел бы гулять в парк по трупам. И, уж тем
более, не пустил бы в этот парк своих детей. Безусловно, со временем земля
осела, и, возможно, совсем и не по трупам ходят посетители парка. Но все же не самое
приятное гулять по могилам, как бы давно они ни были сделаны.
— Иван Иванович, как вы относитесь к перспективе создания
крематория в Нижнем Новгороде?
— Я считаю, это будет одной из
важнейших мер по решению проблем кладбищ и захоронений. Не могу отрицать, что
все основные религии отрицают сожжение останков человека как способ
захоронения. В христианстве, например, это считается неуважением по отношению к
умершему. Сожжение считается грехом. Но все же создание крематория не означает,
что с его помощью будут похоронены абсолютно все. Это ведь скорее альтернатива
классическому способу захоронения. Я вырос в семье атеистов и к кремации
отношусь положительно. И такого мнения придерживаюсь не один я. Есть, конечно и
те, кто считают такой способ погребения диким и не имеющим права на
существование. Так, моя соседка Мария Филипповна – ярая христианка, и мое
согласие с кремацией считает абсурдным. Ох, как она жалеет, что не может
надавать своей тростью тем, кто разработал проект крематория.
Плюс: я уверен, что кремация будет
восприниматься нижегородцами первые несколько лет как экзотика. А это значит,
что прибегнут к подобному способу только процентов 10-15%. Не думаю, что это
сможет глобально навредить экологии, чего так боятся многие жители города. А
религиозные учения? Думаю, они должны быть более снисходительны к поступкам
неверующих людей.
— И все-таки: какое решение для проблемы кладбищ вы
считаете наиболее действенным?
— Не умирайте, товарищи, не
умирайте…
Юлия Тимошенко, участник
конкурса молодых журналистов программы «В городе N»