Главный тренер футбольного клуба «Нижний Новгород» Игорь Горелов отвечает на вопросы АПН-НН:
– Чемпионат мира в 2018 году даст мощный толчок развитию интереса детей и подростков к футболу. Тысячи нижегородских мальчишек увлекутся этой игрой. Как нам наиболее эффективно использовать этот всплеск интереса? Как извлечь пользу из мотивации, которая будет сформирована таким ярким и масштабным событием?
– Какие-то движения в этом направлении происходят уже сейчас, но не со стороны областной власти и Нижнего Новгорода. Это частные инициативы, например, это организация Volga Kids. Развивается детский коммерческий футбол – родители платят деньги, чтобы их родители занимались. Это даже не столько футбольные, сколько общеразвивающие спортивные секции.
Что касается власти, то я пока не вижу никаких действий, направленных на развитие детского футбола. Даже намеков таких нет.
Если раньше в каждом районе были спортивные школы, которые поддерживались, то сейчас таких школ единицы и они просто выживают сами по себе. Откуда могут появиться великие футболисты, если у нас имеющиеся небольшие школы живут в основном за счет небольших городских и областных субсидий, а все остальное – все соревнования, экипировка и т.д. – за счет родителей?
– Достаточно ли у нас футбольных полей, площадок у школ и хоккейных коробок во дворах? Есть ли нужное количество секций, куда смогут прийти мальчишки? Есть ли дворовые тренеры, которые соберут мальчишек, научат их базовым навыкам и проведут первичный отбор талантов?
– И дети хотят заниматься футболом, и родители хотят видеть детей на футбольном поле, но заниматься негде. Нет той структуры, что работала раньше – школ олимпийского резерва, спортшкол, спортивных классов при школах…
При этом нельзя сказать, что совсем нет футбольных и хоккейных площадок, но ведь вы не заставите ребенка просто так пойти играть, если этот процесс не организован как следует. Я могу сказать по своим детям – они с бо́льшим удовольствием будут играть в футбол на компьютере, чем на площадке. Раньше в каждом дворе было место, где играли летом в футбол, зимой в хоккей, и на этих площадках тренеры могли увидеть и отобрать наиболее одаренных ребят. Сейчас детские команды формируются только за счет желания родителей, которые хотят вырастить из своих детей спортсменов.
Сейчас не хватает тренеров для работы с начинающими футболистами. Что такое «дворовый тренер»? Это в любом случае должен быть специалист, и работа его намного ответственней, чем работа тренера профессиональной команды. Но у нас нет специалистов для работы с детьми. Такие профессионалы только еще начинают появляться. А ведь от того, что вложено в ребенка с первых его шагов в футболе, в любом спорте, во многом будет зависеть его успехи на следующих этапах развития и карьеры.
Мне очень не нравится соревновательный принцип подготовки детей и оценки качества работы тренера. Сейчас если дети занимаются в секции, то они обязательно должны выиграть медали. Для чего? Детей нужно сначала обучить технике футбола. Вы посмотрите, наши футболисты выглядят просто «деревянными» в сравнении даже с европейцами, не говоря уж о бразильцах. А все дело именно в подходе к развитию спортсмена. Там отталкиваются именно от техники, от базовых навыков. До определенного возраста никаких соревнований. Подрастут – в 12-14 лет уже можно соревноваться. А до того ребята занимаются, тренируются, выполняют задания. Игры есть, но они проводятся с целью развития навыков, а не завоевания призов. У нас же медали и кубки ставятся во главу угла – потому что они дают школам возможность получать дополнительные субсидии.
– Каким путем лично Вы пришли в футбол? Играли ли Вы в детстве в футбол во дворе, в школе, в летнем пионерском лагере? Где Вас заметил Ваш первый тренер? Как Вы попали в систему подготовки юных футболистов?
– У нас не было ФОКов, все футболисты вырастали во дворе. На улице Веденяпина на Автозаводе у нас был замечательный двор, своя коробка. Мы играли в футбол, и, видимо, неплохо играли – проходивший мимо тренер пригласил нас, первоклассников, на просмотр в 129 школу. Нам было интересно, мы пришли, кого-то из нас отобрали и первые три класса мы ходили туда заниматься. А потом из 50 человек отобрали 22 человека в детско-юношескую школу №8. То есть, отсев и отбор происходили постепенно.
И, конечно, все занятия, все соревнования были для нас бесплатными. А сейчас и школ стало меньше, и выживают они лишь за счет родителей, без которых никаких соревнований бы не было. Я уж не говорю про форму – ее родители теперь всегда сами покупают.
– Что из советской системы отбора и подготовки детей можно сегодня возродить? Что имеет смысл позаимствовать из зарубежного опыта?
– Мне нравится, скорей, немецкий опыт, с делением территории на земли. Все возможно, если власть возьмется за эту работу. Наверное, решение должно быть даже не на городском или областном уровне, а на уровне всей страны. Нужна реформа всей футбольной системы. Происходящее сейчас – это прошлый век.
Нужна целенаправленная политика на общегосударственном уровне. А Нижегородская областная федерация футбола с Афанасьевым во главе – ее сложившаяся ситуация полностью устраивает, несмотря на то, что клубы разваливаются, что футбола почти нет. А администрацию области и города больше волнуют другие проблемы.
Спорт полностью загибается, и причина даже не в нехватке средств, а в том, что кураторы не прилагают необходимых усилий, хотя средства найти можно, было бы желание. Тому менеджменту, что в регионе занимается спортом, как-то приелось, видимо, все.
Нужно вливание молодой крови. Нужно, чтобы пришли новые люди, которые бы хотели, старались и искали возможности для развития. Надо не просто собирать деньги и составлять турнирную таблицу. Деньги собираются большие – почему школам не помочь?
Можно при той же Федерации футбола создать некую коммерческую структуру, чтобы она зарабатывала для нее деньги. Например, строительную компанию. Вы помните, как Берлускони вытащил «Милан», который совсем загибался? Ему дали возможность построить микрорайон за чертой города, и он всю прибыль не в карман положил, а пустил на «Милан». Почему не использовать такую систему у нас? Дать кому-нибудь построить дом – прибыль пойдет на развитие Федерации, клуба, детских спортивных школ. Но пока никто не хочет браться за реализацию этой идеи или другого варианта финансирования спорта.
2018 год – он уже вот, совсем рядом. И к чемпионату мира мы систему снизу доверху не изменим, так чтобы «Олимпиец» или кто-то другой вышел в премьер-лигу. Надо выстраивать все поэтапно и смотреть вперед. 2018 год даст толчок развитию футбола, я уверен, но надо быть готовыми к этому. Люди заходят привести своих детей в футбольную школу – а наши школы к этому не готовы, они сейчас не могут своих воспитанников вывезти даже на первенство России.
Мне очень нравилась позиция Валерия Газзаева, который говорил, что если мы выделяем бешеные деньги на профессиональный спорт – футбол, хоккей, – пусть десять процентов этой суммы идет на развитие детского спорта. Если в Нижегородской области на «Торпедо» и другие клубы тратится миллиард с лишним, то вы представляете, что можно сделать за сто миллионов рублей для детских спортивных школ? И поле, и форму, и соревнования, и специалистов – все, что нужно. Сегодня же они получают просто копейки, ситуация вовсе не радужная. И не только в футболе.
Поделиться:
Нижний Новгород богат культурными традициями, а также гостеприимными и радушными жителями. И я очень доволен, что мы имеем возможность видеть здесь замечательные венгерские коллективы, замечательных художников, замечательных музыкантов и по достоинству оценивать их творчество.
Мы неоднократно поднимали вопрос создания культурно-языкового центра Венгрии на базе НГЛУ. Надеемся, что это долгожданное событие случится уже в текущем году. Очень важно, что и господин Посол и Почетный консул Венгрии в Нижнем Новгороде Элада Нагорная горячо поддерживают эту идею.
На сегодняшней встрече губернатора Нижегородской области с послом Венгрии говорилось, что все больше венгерских компаний будет приходить в наш регион. И те наши выпускники, которые освоят курсы венгерского языка, будут востребованы на этих предприятиях.