Наверное, надо начать с того, кто же такой арт-медиатор. Это посредник, который помогает зрителю, гостю музея наладить отношения с искусством. И именно этому мы собираемся учить.
Мы исходим из того, что большинство людей приходят в музей не для того, чтобы узнать факты – годы жизни художника и тому подобное, – которые забываются раньше, чем зритель уходит с выставки. В музей приходят для того, чтобы что-то пережить – важную встречу с произведением искусства.
И если в случае классического искусства кажется, что это сделать проще, — уже потому что большинству зрителей знаком язык, на котором говорят произведения классического искусства, – то в случае с современным искусством часто зритель просто не знает, с чего начать. Он стоит как перед стеной, не зная – куда смотреть, какие вопросы себе задавать об этом произведении.
Арт-медиатор это как раз тот человек, который должен помочь задать правильные вопросы: о чем вы думаете; что вам напоминает эта казалось бы непонятная вещь или картина, эти цвета, эта форма; как вы думаете, почему художник сделал так, а не иначе? Отвечая на эти вопросы, зритель сам найдет собственную интерпретацию произведения искусства. И, пережив этот опыт, он, во-первых, наладит собственные отношения с данным произведением, пропустит его через себя, найдет важные для себя темы. А во-вторых, овладеет этим механизмом общения с произведением искусства и в следующий раз, когда он придет на другую выставку, в другой выставочный зал, ему уже будет проще самому начать общаться с искусством.
Кто может обучаться в школе арт-медиаторов? Ответ на этот вопрос может быть разным. Тот опыт арт-медиации, который существует в России, нам подсказывает, что это могут быть не только люди с профессиональным образованием. Мы затеваем эту школу как волонтерский проект и в порядке эксперимента собираемся пригласить людей с любым образованием и посмотреть, что из этого получится. Это эксперимент – нам важно посмотреть, прежде всего, наскоько это интересно самим нижегородцам.
Мы будем говорить о современном искусстве – что это такое и чем оно отличается от классического. А отличия, как выясняется, не такие уж принципиальные и их не так уж и много.
Естественно, мы не ставим цель целиком и полностью преподать курс истории искусства и с нуля научить человека всему. Мы рассчитываем, что наши ученики – это люди склонные к образование, и они потом будут добирать необходимое из различных источников.
Есть у нас и практические занятия на тех выставках, которые работают в Арсенале. Мы с самого начала стали их разбирать, обсуждать и экспериментировать с арт-медитацией.
Предусмотрен и психологический блок – арт-медиаторам важно уметь познакомиться с человеком, понравиться и продолжить общаться на интересующую обоих тему. Правила знакомства, правила аттракции, привлечения внимания – все это познается и через теорию, но в большей степени мы изучали это через тренинги и игры.
Сейчас состоялась первая двухдневная очная сессия и все занятия, о которых я рассказала, уже прошли по одному разу. Сложно выделить, что было для учеников более интересным. И психологические тренинги, и общее обсуждение современного искусства, и работа на выставках вызывали большой интерес. Возможно, я бы выделила все-таки практическую работу на выставках, потому что наши ученики, обсуждая друг с другом конкретные объекты, произведения Леонида Тишкова, открыли для себя много нового. Это был уже не общий предметный разговор, а очень конкретный и понятный.
Где наши студенты найдут применение полученным навыкам? В первую очередь, у нас в Арсенале. Для того мы это и придумывали, чтобы на наших выставках наши зрители могли встречаться с арт-медиаторами и общаться, говорить о современном искусстве.
Речь здесь не идет об оплачиваемой работе, а о том, что наши выпускники, именно как волонтеры будут выходит в залы, и, думаю, уже на ближайших выставках мы увидим результаты этой работы.
Мы уже начали обсуждать с учениками выставку «Отоваренная мечта», которая открылась 22 марта, у них уже есть свои идеи. Думаю, на этой выставке мы уже увидим арт-медиаторов.
На основе интервью «Столице Нижний»
comments powered by HyperComments
Сегодня все чаще говорят и пишут, что в России наступает «время технократов» — преимущественно молодых, амбициозных управленцев, не зацикленных на умозрительных абстракциях, но умеющих быстро и максимально эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Он вновь находит возможность укрепить свою команду активными профессионалами и тем самым гарантирует безусловное выполнение масштабных задач, стоящих перед региональной властью, которые, фактически, по своим меркам выходят за рамки 2019 года.
Активно муссируются слухи, что ни моя кандидатура, ни кандидатура бывшего мэра города Т.Ю.Парусовой не пройдут «фильтр» конкурсной комиссии. Учитывая сложную политическую ситуацию в Арзамасе, любые подозрения в предвзятости и избирательном подходе к кандидатам могут обернуться новым витком противостояния.