Туристический поток Нижнего Новгорода формируется из разных направлений – деловой туризм, религиозный, познавательный, исторический, бизнес-туризм, — и колеблется сейчас в границах миллион – миллион двести человек в год.
Туристический потенциал – это совсем другой показатель, который говорит о том, насколько Нижний Новгород может быть востребован для туристов. На мой взгляд, этот потенциал реализован на 10-15 процентов. Это абсолютно объективно.
Я недавно был на совещании в Санкт-Петербурге, где выступал заместитель министра культуры Российской Федерации, Манилова, и на этой конференции первый раз в истории была озвучена государственная политика Российской Федерации в сфере туризма. Было сказано, что въездной внутренний туризм в Российской Федерации является формой формирования позитивного имиджа России на международной арене.
Какие направления? Это Европа – Европу интересует исторический туризм. Нижний Новгород с его уникальнейшими способностями в сфере исторического, познавательного, религиозного туризма представляет абсолютно непрочитанную книгу – город был длительное время закрыт и поэтому не попал в Золотое кольцо.
Гигантский туристический поток можно ожидать со стороны Китая, которому интересно, в первую очередь, наше «красное» наследие. У нас есть неограниченные возможности показать то, что интересует китайских туристов – это и выставка военной техники в Кремле, где виден вклад Нижнего Новгорода в Великую Победу, и достижения индустриализации, и самая крупная в Европе канатная дорога, проезжая по которой видишь всю правильность выбора географического местоположения нашего города.
Поэтому у Нижнего Новгорода гигантский туристический потенциал, он подкрепляется чемпионатом мира 2018 года, за счет которого мы создаем хорошую инфраструктуру туристического обеспечения. Туристический потенциал гигантский, но пока, к сожалению, не реализованный.
Сегодня для меня ориентиром является Казань, где туристический поток составляет три с половиной миллиона человек. Это колоссальный вклад в экономику – три с половиной миллиона человек приезжают, покупают, пользуются инфраструктурой. Это то, чего нам не хватает для того, чтобы перейти в режим устойчивого саморазвития.
Реализация туристического потенциала должна начаться с того, чтобы краеведы создали великолепную читаемую историю территории Нижегородской области – привлекательную с точки зрения туризма.
Во всех субъектах Российской Федерации, которые принимали крупные международные мероприятия существует так называемый «раздел наследия». Богатейшее наследие достанется Нижнему Новгороду от чемпионата мира 2018 – стадион, станция метро, скоростная дорога, проспект Молодежный и прочая инфраструктура, которая соответствует современным международным требованиям. Нужно только решить вопрос с использованием стадиона. У каждого нижегородца есть какое-то видение решения этого вопроса, и нужно выбрать оптимальное решение.
Туризм может и должен быть катализатором экономического роста территории. Возможно, это банальный пример, но посмотрите на Арабские Эмираты – там несколько десятилетий назад были песок, пустыня и нефтяные вышки. Сейчас страну не узнать, и один из основных доходов ее – это туризм.
Посмотрите, как Турция билась за российские чартеры, как европейские города, все более мелкие, бьются за туристические потоки. Почему? Потому что все составляющие нормального развития городов поддерживаются за счет туристического потока, который дает развитие сфере услуг, а развитая сфера услуг означает красивый город, чистые улицы. Туристы не поедут туда, где грязные улицы, где опасно.
Поэтому у Нижнего Новгорода есть огромный потенциал.
Постановки, может быть, не всегда вписывались в понятие шоу для торгового центра, но во время представления я заметила, что была полная тишина в зале. Когда затрагивались такие важные составляющие, как любовь, переживания и исторические какие-то аспекты и темы, зал молчал.
Я верила всегда, что моя мечта поставить спектакль «Пламя Данко» сбудется. Средства гранта будут направлены на музыку, костюмы и декорации.
Жюри премии «Перо Жар-Птицы» в этом году было работать очень тяжело, потому что надо уметь представить то, что хочет поставить режиссер, и за что, собственно, он ждет этот грант.