Слово «классика» сегодня звучит отовсюду. Каким-то образом возникает серьезный интерес, и нужно разобраться, что сегодня для нас классика, почему такой интерес возник, чем он спровоцирован, какие общественные события подводят к нему, где водораздел между классикой и современностью – и есть ли он вообще. Всему этому и был посвящен последний фестиваль «Вазари» в нижегородском Арсенале.
Была отличная, компетентная, азартная, эффектная дискуссия о том, что же такое классика. Там был искусствовед Аркадий Ипполитов, знаменитый исследователь из Эрмитажа, писатель и поэт. Там был режиссер Дмитрий Волкострелов – восходящая звезда современного российского театра, создавший в Петербурге очень своеобразный проект «Театр Post». Был знаменитый филолог Гасан Гусейнов, был издатель и философ Александр Иванов, создатель интеллектуального издательства Ad Marginem. Была философ Елена Петровская.
Разные люди, из разных областей знания, но все так или иначе связанные с классикой. Очень интересная была дискуссия. Я думала, выскажутся, но спорить не будут. Оказывается – спорили.
Вопрос «для чего нужна классика» задавали себе, в первую очередь, наши зрители, которых, кстати, было более пяти тысяч человек за два с половиной дня. Это хорошая цифра – не безумная, не как в Музейную ночь, когда в Арсенале тридцать тысяч человек проходят непрерывным потоком. Но пять тысяч интеллектуалов, которые приходят слушать высоколобые разговоры об искусстве, покупают на ярмарке книжки об искусстве и участвуют во всем этом, – это очень хорошо характеризует Нижний Новгород.
Третий вопрос – «как же работать с классикой». Мы видели несколько блестящих примеров. Так, Дмитрий Волкострелов и известный музыкальный критик Дмитрий Ренанский вдвоем поставили спектакль по искусствоведческой книге. Такого я даже не припомню, аналогов нет. Это не совсем спектакль – скорее, перформанс, действо, особый вид искусства, рождающийся на наших глазах. Дело в том, что в прошлом году Аркадий Ипполитов издал книгу «Художник извне и изнутри». Изнутри – потому что это реальный дневник, написанный художником XVI века Якопо Пантормо, жившим во Флоренции. Дневник этот очень странный, описывает он два явления, два главных магистральных движения своей жизни – что художник ел и как он работал. И ты видишь, что жизнь человека между этим и протекает, все остальное – ощущения, мысли, чувства, располагаются между этим. Но для художника свидетельством этого является его собственное творчество.
Кроме того в этой книге опубликован текст нашего патрона Вазари, создателя искусствоведения, который комментирует Аркадий Ипполитов, объясняя все его особенности – все-таки текст XVI века, многое надо растолковывать, адресуя этот текст современности. Классика и современность здесь все время перекликаются. И такой спектакль, совершенно необычный, имел в Нижнем Новгороде мировую премьеру.
Проводившаяся на фестивале книжная ярмарка отличается от всех прочих. Здесь нет больших издательств, которые продают свои книги через книготорговые сети. Это малые издательства, сосредоточенные на интеллектуальной или особенной литературе, например, на литературе для детей. Эти книги не доходят до региональных центров, продаваясь практически исключительно в Москве.
Постановки, представленные на конкурс «Перо Жар-Птицы», очень разные и очень интересные. И заявленная тема – История и культура России в театральном искусстве — раскрывается ими с совершенно разных сторон.
Официально в Нижегородской области зарегистрировано двадцать две тысячи тридцать семь человек ВИЧ-инфицированных. СПИДом считается уже четвертая-пятая стадия ВИЧ-инфекции, когда человек имеет серьезные проблемы со здоровьем. Таких сегодня 287 человек.
Впечатления от конкурса «Россия – время молодых» — только положительные. Молодежи необходима коммуникация с властью, ребятам требуется помощь в формулировании своих проектов, консультации с экспертами, которые очень помогают в перенесении идеи на бумагу и приближении ее к реализации.