Во-первых, я не родился с мыслью о том, что власть в городе должна быть одноглавой, а выборы прямыми, я парень взрослый и пришел к этому осознанно.
Во-вторых, депутаты думы Нижнего Новгорода в этом вопросе представляют не сами себя – нас выбрали люди, и мы обязаны несмотря на любые сложности добиваться главного – чтобы жизнь становилась, как говорил один известный герой, лучше, веселей.
Я слышу своих избирателей и совершенно согласен с ними в этом вопросе. Я совершенно не против одноглавой системы управления городом. Все, что касается политики, бизнеса, искусства, спорта – это все глубоко персонализировано.
Прислал нам президент Глеба Сергеевича Никитина – мы его принимаем как положено. А низкая его узнаваемость сегодня в Нижнем Новгороде связана с тем, что люди фамилию пока не могут запомнить. Валерий Павлинович вкладывал в пиар всем хорошо известные миллиарды. Я всегда был против этого, но узнаваемость его была – выше только звезды.
Своей позиции по системе управления городом и порядке избрания мэра я никогда не скрывал. Не хочу показаться популистом, но позволю себе напомнить Послание Президента Федеральному Собранию. Там прямым текстом сказано, что мы должны слышать людей и дать им право выбора, особенно в муниципальных форматах. Я не вижу необходимости, причин и не имею желания не понимать то, что сказал президент. Это тоже важно. Извините меня, если сочтете за эту конструкцию популистом. Я так думаю.
Нормальная была беседа с пришедшим в регион исполняющим обязанности губернатора. Но не было ответов на вопросы.
По-человечески, я могу это объяснить. Если бы Глеб Сергеевич работал двадцать пять часов в сутки, не спал и не ел, он не успел бы разобраться и в десяти процентах наших проблем.
Что меня особенно напрягает – это стремление к быстрым победам. Очень напрягает. На живых людях эксперименты не ставят. Я сейчас не себя имею в виду, а нижегородцев.
Быстрые победы неизбежно влекут кадровые перемены, в свою очередь неизбежно ведущие к разрывам в хозяйственной деятельности города, районов и так далее. Это меня беспокоит.
Я достаточно близок к нормальной человеческой жизни, я слышу своих избирателей и работаю с ними, и не только – мне близка нормальная хозяйственная жизнь. Я всегда говорил, что в городской думе не надо заниматься политикой – говорил, говорю, и буду повторять. Городская дума – не место для политических ристалищ, надо заниматься хозяйством.
Я в разговоре с исполняющим обязанности не только задал вопросы о межбюджетных отношениях, за которые отвечаю. К начальству надо приходить не с вопросами, а с отработанными рецептами, и в моих вопросах было 99 процентов правильных (это мое мнение) ответов.
Я говорил о том, что город теряет минимум миллиард семьсот тысяч рублей за счет несправедливого распределения основного источника поступлений в бюджет (я имею в виду НДФЛ).
Исполняющий обязанности губернатор указал, что мы – один из немногих миллионников, живущих в двуглавости. Я сказал: «Глеб Сергеевич, обратите внимание, мы – миллионник, имеющий минимальную низкую долю при расщеплении основного источника».
Дело даже не в том, что мы при разрешенном интервале от 18 до 30 процентов имеем 18. Сколько – не важно. Лишь бы хватало. Но за последние три года суммарные потери Нижнего Новгорода только по этой статье составляют 1,7 миллиарда рублей. Каждый год и только по этой статье.
Дальше. Известная программа «Безопасный город». Уважаемые коллеги, мы взяли с баланса области на свой, существенно более скромный, эту – важную и нужную – систему. Сервера, камеры, пятое-десятое… У меня есть статистические данные относительно собираемых с ее помощью денег – нарушения, штрафы и т.п. Это около двух миллиардов.
65 процентов ее генерирует муниципальный округ Нижний Новгород. Что мы получаем? Несопоставимо меньшую долю.
Мы смогли в свое время добиться только десятков-сотен миллионов. Я говорю: «Ребята, дайте нам половинку, это даже меньше, чем 65 процентов». А это миллиард.
Идем дальше, на сегодняшний день, согласно данным оператора АСКОП в Нижнем Новгороде, сумма, на которую должны дотироваться льготники, уже превышает 800 миллионов рублей. А что нам дотирует область? Оптимистичный вариант – 200 миллионов за весь год. Вы понимаете, что сумма потерь к 1 января уйдет за миллиард?
И это лишь малая часть проблем с межбюджетными отношениями.