Противостояние между городом и областью было, есть и будет всегда. Потому что есть открытый Гегелем закон единства и борьбы противоположностей, который является ядром диалектики и основой развития. Но необходимо сформировать условия для развития нормальных противоречий.
В чем заключаются единство и борьба в данном случае. Город является основой области, но город всегда будет предъявлять завышенные требования – именно потому, что он экономически развит сильнее, чем область. Условия жизни в городе лучше, чем условия жизни в области – и они должны быть лучше по причине того, что город является источником развития области.
На протяжении длительного времени многие экономические достижения достигались областью за счет притормаживания (я очень мягко говорю) экономического развития Нижнего Новгорода. И это породило достаточно серьезные противоречия между городом и областью, и город, защищая свои интересы, свою экономическую самостоятельность, в 2010 году перешел от одноглавой системы к двуглавой. Это значительное событие по укреплению муниципальной власти.
Нижний Новгород стал довольно-таки самостоятельно и независимо говорить о своих экономических притязаниях во взаимоотношениях с областью. Глава администрации города всегда обращал внимание на то, что говорят депутаты городской думы. Их позиция стала звучать, и мы помним, как несколько лет назад впервые в истории Нижнего Новгорода был расторгнут муниципальный контракт с главой администрации города.
То есть, здесь есть серьезный позитив. Но временно исполняющий обязанности губернатора Нижегородской области говорит, что видит Нижний Новгород как потенциальную точку роста, город должен развиваться, но развиваться с одноглавой системой. Это общефедеральный посыл. (Вы все помните, как в фильме «Чапаев» вся дивизия отправляется в наступление, а какой-то полк устроил митинг?)
Город должен быть интегрирован в стратегию развития области. Поэтому я считаю, что должна быть одноглавая система управления Нижним Новгородом, но должна быть очень продуманная, хорошо сформулированная стратегия развития Нижнего Новгорода, интегрированная в стратегию развития области и в соответствии с исполнением этой стратегии, надо спрашивать с главы города за контрольные цифры, контрольные точки.
Что касается диалога врио губернатора и депутатов, то наилучшей формой выяснения отношений является коллективный труд. Я не оппозиционер по отношению к областной власти, у меня есть неприятие неэффективного управления, и если я критикую членов правительства за неэффективное управление, это не значит, что я в оппозиции.
В действиях прежнего правительства были моменты, с которыми я в корне не согласен. С врио губернатора я нахожусь на одной позиции. Я говорю: товарищи члены правительства, вы плохо работаете с федеральными целевыми программами, не привлекли никаких денег из федерального бюджета. С временно исполняющим обязанности мы ни о чем не договаривались, но он сказал: надо привлекать деньги из федерального бюджета.