К числу филиалов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея заповедника прибавился еще один – Домик Балакирева, ожидающий своей реставрации, которая начнется в теплое время года. Будем строить там музыкальную экспозицию.
В самых ближайших планах у нас, естественно, Нижегородская ярмарка. Это очень посещаемый наш филиал. Там осуществлен проект, о котором я давно мечтал, — министерство образования направляет школьников разных возрастов, чтобы закреплять полученные на уроках знания на представленных там страницах нашей истории с биографиями людей, которые эту историю делали. Экспозицию посещают по праздникам до восьмисот человек в день.
Что касается Нижегородского кремля, то он ожидает реставрации и закольцовывания маршрута. На данном этапе в Нижнем Новгороде и так самый длинный маршрут из всех городов, где есть кремли. Но нам этого, естественно, мало, и мы хотим замкнуть кольцо. Сегодня можно подняться на Дмитриевской башне и сделать полукруг, выйдя через Зачатьевскую башню, где в теплое время года посетители могут увидеть выставку «Археологическая экспедиция в прошлое».
Но мы хотим, чтобы и гости нашего города, и нижегородцы, могли пройти по всей кремлевской стене, и чтобы в перспективе были музеефицированы все башни кремля, чтобы в каждой была своя отдельная экспозиция.
В усадьбе Рукавишниковых будет выставка, посвященная спорту – начался спортивный год, год чемпионата мира по футболу. И я считаю, что все культурные учреждения обязательно должны откликнуться на это. О других выставках я предпочел бы пока не говорить – чтобы сохранить интригу, чтобы люди с нетерпением ждали начала сезона.
Но я скажу, что выставки будут подобны тем, которые буквально недавно открылись, в конце 2017 года. А открыли мы наконец-то спальню хозяйки дома – мы очень давно планировали это открытие. Ведь во сне люди проводят довольно много времени. А в усадьбе Рукавишниковых было все – где едят, где решают свои деловые вопросы, где принимают гостей. А где спали – не было. И вот мы открыли спальню, где показана обстановка того времени.
Еще одна выставка показывает сокровища из подвалов Губчека. Мы знаем, что сто лет тому назад во время революционных потрясений проводилась экспроприация экспроприаторов – у состоятельных людей все отбирали, и очень много этих богатств ушло в музей. Они пролежали в наших фондах сто лет, и многие из этих вещей мы впервые показываем публике. Вот подобные выставки нас ожидают.
Из самых ближайших крупномасштабных проектов у нас очень вероятна очередная экспедиция в Ветлужский район, где мы два года назад нашли остатки деревянного корабля. В прошлом году мы на 99 процентов доказали, что это остатки от беляны, думаю, что от единственной сохранившейся в мире, потому что беляна была разовым судном.
Еще я хотел бы обратиться ко всем неравнодушным членам нашего правительства – сейчас стоит вопрос о том, что делать со швейной фабрикой «Маяк». Вот я бы ее видел краеведческим музеем, насыщенным новыми технологиями – и мультимедийными, и голографическими, а также подлинными экспонатами.
Путь развития музейного дела я вижу таким: сохранять приумножая, сохранять прирастая. Надо прирастать современными технологиями обязательно. Конечно, подлинную вещь – которой сто, двести, даже пятьдесят лет – ее ничем не заменишь, потому что она подлинная. Но у нас мультимедийные технологии, и я надеюсь, что очень скоро в нашу жизнь войдет голограмма.