С недавним фестивалем воздухоплавательного спорта, проведенным в Нижнем Новгороде впервые за много лет, все было сложно, но интересно. Получилось очень красиво, мы получили множество положительных отзывов и большой резонанс в прессе. Семь репортажей вышли на центральных телеканалах. Думаю, мы добились того, чтобы город нас увидел.
В таком количестве воздушные шары не взлетали над Нижним уже шестнадцать лет. А проведение подобных мероприятий – сложный процесс, нужно пройти очень много согласований. И за эти годы выросло целое поколение людей – чиновников в том числе – которые далеки от воздухоплавания, не совсем понимают наши проблемы и не всегда готовы содействовать.
А помощь нам нужна, нужен административный ресурс, который мы могли бы использовать. И при хорошем раскладе Нижний Новгород мог бы иметь хорошее ежегодное мероприятие с большим количеством аэростатов.
Понятно, что необходимо согласовывать передвижения в воздушном пространстве. Но основные трудности вызвали согласования на земле. Нижнему Новгороду вскоре предстоит принимать чемпионат мира, и все – милиция, ФСБ, администрация – обеспокоены и работают для обеспечения безопасности. Соответственно, у наших чиновников были волнения по поводу того, как все организовать. Но я думаю, что сейчас можно сказать, что все прошло на ура. Все согласования заняли около четырех месяцев, последние два месяца согласования были очень плотными, но главное, что все хорошо закончилось.
В фестивале приняли участие одиннадцать экипажей. К сожалению, одна пилотесса не смогла поднять свой аэростат в небо по техническим причинам – зимние полеты требуют более основательной подготовки.
Есть несколько регионов России, где проводятся очень качественные мероприятия. Это Пермский край, это Рязань, это Дмитров. Есть пять-шесть регионов, где административный ресурс дает хороший толчок для развития воздухоплавания. Шьются аэростаты, делаются хорошие мероприятия с привлечением большого числа людей – это то, к чему мы стремимся.
Конечно, этот спорт довольно затратный. Аэростат – воздушное судно со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он имеет свои документы, сертификаты, нас проверяет транспортная прокуратура, с нами работает «Стригино». Каждый наш полет мы заявляем в Москву, откуда заявку переводят в «Стригино». Мы перед каждым полетом и по его окончании звоним в аэропорт.
А сто́ит аэростат как хороший автомобиль. Корзина, гондола, как мы ее называем, горелка, сама оболочка, баллоны – все это считается одной системой. Стоимость – от полутора до двух с половиной миллионов рублей, это наши производители. Импортные – от четырех до пяти с половиной миллионов.
Сейчас у нас есть три основных пилота, которые ездят на все мероприятия. С момента создания федерации прошло три года. За это время в нас не было вложено ни копейки, мы все делаем за свои деньги, на своем энтузиазме. Тем не менее, мы ездим на много мероприятий, в прошлом году посетили семь, в том числе за рубежом, представляя область в Минске, в Ереване, в Литве, во Франции.
По результатам соревнований я получил звание кандидата в мастера спорта, остальные ребята пока еще подтягиваются.
Да, за три года существования федерации не было соревнований в Нижнем, но становление – это сложный этап. Мы идем постепенно, шаг за шагом. Все упирается в деньги. Если бы у нас были хороший спонсор, помогавший решать проблемы пошагово, мы ушли бы далеко.
Сейчас нас поддержала группа компаний «Нижегородец», с чьей помощью и был проведен этот фестиваль. Надеюсь, что и еще найдутся люди, которые смогут помочь нам в этом деле.
Вопрос финансирования спорта сегодня вообще очень сложный. Когда мы делали федерацию, получали аккредитацию в Минспорта, а это сложная и затратная процедура – и по времени, и по финансам. Получая аккредитацию, спортсмены надеются на какое-то финансирование федерации. По факту же этого не происходит, денег на нас не заложено ни копейки.
Нам говорят, что это не олимпийский вид спорта. Но ведь по закону должны развиваться не только олимпийские виды спорта, поэтому ситуация мне не совсем ясна.
Скажем, в Туле, в Рязани наш спорт имеет государственную поддержку. Администрация выделяет средства, покупает аэростаты. И самое интересное – у них воздухоплавательные мероприятия окупаются! За счет туристического потока, за счет рекламы.
Если бы нам дали провести летом одно хорошее качественное недельное мероприятие, то на следующий такой фестиваль нашлись бы спонсоры и бюджетной поддержки бы не потребовалось. Аэростаты – большие красивые рекламные носители. Нужен только толчок, импульс.
Тем не менее, летние соревнования мы уже запланировали, уже активно ищем спонсоров, приглашаем пилотов. В ближайшие дни в Москве состоится ежегодный семинар по безопасности, где я буду анонсировать наш фестиваль, приглашать пилотов.
Нижегородцам могу сообщить уже конкретно, что фестиваль пройдет 27, 28 и29 июля. Над Нижним Новгородом планируется провести пять полетов, из которых один будет «кей-граб», это очень интересный полет. Возле Чкаловской лестницы будет установлена специальная цель, на которую будут заходить все аэростаты. Шоу будет грандиозное. Плюс к этому будет «ночное свечение», какого не видели в Нижнем уже почти семнадцать лет. Поставим много аэростатов, которые будут в ночное время и светиться под красивую музыку.
«Золотой запас» изначально построен на принципе, который мы называем «колесо». Настоящий управленец для нас — это тот, кто умеет выстроить и свой бизнес, и любой другой проект, понимая, как эти проекты с управленческой точки зрения устроены.
Немного обидно, что хоккейный клуб «Торпедо» вылетел из розыгрыша Кубка Гагарина, но это спорт. Игры были абсолютно равные, проиграли одну шайбу. Где-то не хватило мастерства в реализации, а где-то удачи или хладнокровия..
Когда мы не видим какое-то явление с двух сторон, не воспринимаем его как единство и борьбу противоположностей, мы ничего о нем не понимаем. А понимать – это очень важно.