Главная | События | Публикации | Комментарии | Дискурс | Авторы | Темы | Форум | Архив |
Суббота, 10 августа 2013, 01:55 | » Рассылка | RSS |
2013-05-20 Константин Гусев
Насколько опасно гипсовое производство?
Ответ на этот вопрос наш корреспондент искал в финской глубинке Мы уже неоднократно рассказывали о строительстве гипсового завода и гипсового карьера у деревни Гомзово в Павловском районе и волне протеста местного населения против него. В июле завод, принадлежащий французскому концерну, планируется запустить в эксплуатацию. Работать пока он будет на привозном сырье (гипс будут возить из Уфы и Самары) - начало разработки карьера пока перенесено. Это вызвало очередной виток недовольства среди жителей Гомзово: дескать, гипсовая пыль навредит экологии региона и здоровью людей. Наш корреспондент отправился в небольшой живописный финский городок Киркконумми, где гипсовый завод работает на привозном сырье. «Крутили пальцем у виска» Финляндия не первая европейская страна, где мне пришлось побывать по «гипсовой» теме. Честно говоря, мне уже надоело спрашивать европейцев о вреде гипсовой пыли. Каждый раз мне вежливо отвечали, что никакого вреда нет, пожимали плечами, а некоторые крутили пальцем у виска. И вот почему... Район Киркконумми правильно называть общиной: множество мелких поселений, разбросанных по лесам и многочисленным заливам в получасе езды от Хельсинки. 400 кв. км населяет около 38 тысяч человек - гораздо меньше, чем в Павловском районе, где гордятся своей историей и стараются не допустить к ней «варваров-французов». Киркконумми можно назвать идеальным сочетанием промышленности, культуры, экологии и туризма. Если Павлово - город «гусей и лимонов», то этот финский городок позиционируется как «незабываемый уголок природы». В конце Второй мировой войны на территории общины находилась советская военная база. Кстати, и территория поселения относилась к СССР. На холмах располагались артиллерийские точки, чтобы бомбить Хельсинки. В заливах стояли подводные лодки. Был здесь и военный аэродром. Как напоминание о том времени, остались только бункеры, куда сейчас водят туристов. В городке множество музеев, в том числе и под открытым небом. Невдалеке от гипсового производства находится холм с древним захоронением - охраняемый государством памятник. С другой стороны гипсового завода природоохранная зона, где обитают особо охраняемые государством белки - летяги. По закону, на этой территории нельзя производить никаких работ. Многочисленные достопримечательности привлекают в Киркконумми туристов со всего мира. Летом сюда тянутся поклонники гольфа, а зимой - любители горных лыж. Можно кататься на яхте по морю, на велосипеде или лошади среди идиллических сельских пейзажей. Или рыбачить, собирать грибы и ягоды, параллельно изучая каменные курганные захоронения бронзового века. Для детей в Киркконумми есть парк домашних животных, где можно поиграть с лошадками, свинками и т.д. В соседях - жилой микрорайон Среди этой красоты, помимо гипсового производства, есть цементный завод, завод по переработке сахара и... производство нанореакторов для космической промышленности. Тут же находятся штаб-квартиры «Нокии» и «Эриксона». И на этом останавливаться не собираются: на карте Киркконумми, которую мне показали в муниципалитете, серым цветом отмечена зона возможного индустриального строительства. Это около 70 процентов территории района. Поэтому многие приезжают сюда работать из Хельсинки. На другой карте отмечены производства с повышенным уровнем шума и пыли. Гипсовое производство на ней не отмечено - «первенство» принадлежит сахарному заводу. Гипсовый завод в Киркконумми начал работать в 1972 году. На нем производится вся линейка продукции из гипса. Есть и ноу-хау - «гипсокартон без картона» - влагостойкий материал на основе стекла. Производятся и «акустические материалы» - шумоизоляционный тяжелый гипсокартон. 70% продукции идет на нужды Финляндии, остальное - на экспорт. В Скандинавии четыре подобных предприятия: в финском Киркконумми, а также в Швеции, Норвегии и Дании. В трех из этих стран производства находятся неподалеку от столиц государств. Кстати, в павловском Гомзово планируется такой же завод, как и в Финляндии, с длиной конвейера 450 м, только с использованием более совершенных технологий. Среди европейцев финны больше всех помешаны на соблюдении требований техники безопасности. На заводе не только нельзя курить, мусорить и фотографировать, но и нужно по правилам подниматься по лестницам, держась за поручни. Об этом везде висят соответствующие таблички. Есть и свои «правила движения» - все обязаны пропускать погрузчики. Директор завода в Киркконумми Питер Озимек имеет опыт работы в России на аналогичном производстве в подмосковном Егорьевске. - От жителей ближайшей деревни поступали жалобы. Но их цель была не выявление нарушений, а возможность что-то получить от завода, - считает Питер Озимек. - Мне кажется, в Гомзово просто боятся чего-то нового - это психологический фактор. Или в России мало знают, что гипс - это экологически чистый материал, он не наносит вреда здоровью. Гипсовый камень, который будет использоваться в Гомзово, крупный, и от него очень мало пыли. Гипсовый камень в Киркконумми доставляют морем из Испании. В Финляндии от порта выгрузки до завода - около километра. Мы едем по обычной лесной дороге с белыми пятнами гипсовой пыли на обочине. В Павлово пророчат чуть ли не вымирание населения от нее. В Европе гипсовая пыль никого не смущает - Питер Озимек показывает на очищенный от леса огромный пустырь у дороги, где будет строиться жилой микрорайон. Также в Киркконумми используют и “собственное“ сырье - отходы производства и стройплощадок, ведь гипс можно неоднократно перерабатывать. А вот синтетический гипс DSG и бумагу на гипсовый завод доставляют из Германии, Великобритании и Украины. По словам директора, работа на привозном сырье никак не сказывается на производственном графике. «Мы с этим никогда не сталкивались» В порту ничего удивительного я не увидел: из сухогруза огромный экскаватор высыпает породу прямо на причал. Невдалеке виднеются огромные горы угля. Пыль я почувствовал только метрах в пяти от высыпающегося из ковша гипса, когда захотел сделать удачный кадр. Питер посмотрел укоризненно - я нарушил технику безопасности. Потом этот же экскаватор грузит породу в самосвалы, и гипс везут на завод. Особых требований к его перевозке в одной из самых экологически чистых стран нет. Но есть жесткие требования по уровню шума, пыли и т.д. За их нарушение промышленники жестоко караются... На территории завода склад сырья - огромные груды гипса. Это тоже никого не смущает. Я отправился в муниципалитет Киркконумми. По словам главного архитектора, в Финляндии нет препятствий, чтобы производство соседствовало с жилой зоной. Та же гипсовая и угольная пыль просто должна оседать на производственной площадке. А по строительному плану территория вокруг гипсового производства будет застроена коттеджами. - Я работаю здесь пять лет, - заметил директор подразделения по развитию бизнеса муниципалитета Марко Тииринен, - и за это время население увеличилось на 2 тысячи человек. Это развивающийся район, и любая деятельность промышленников идет под контролем населения. Для этого есть общественные слушания. Разрешение на строительство и любую деятельность даем не мы, а федеральные структуры. Местные чиновники ничего не решают... Требования к промышленникам стандартные - соблюдение самых последних экологических технологий. Процесс получения разрешения сложен и насчитывает 13 ступеней. Кстати, в России этих “ступеней“ гораздо больше. Но на мои вопросы о возможных причинах боязни в России гипсового производства финские чиновники ответить тоже не смогли: «Извините, но мы с этим никогда не сталкивались...» Фото автора. Оригинал этого материала опубликован в газете «Московский комсомолец» в Нижнем Новгороде».
Комментарии (0)
|
|
В хорошем качестве hd видео
Смотреть видео hd онлайн