



Финансовые показатели – не главное

Проблема с Нижегородпассажиравтотрансом, как уже неоднократно говорил глава города Владимир Панов, заключается в том, что он выполняет социальные обязательства, вывозя пассажиров из спальных районов, поселков вроде поселка Черепичный, к магистралям, где они садятся на маршрутки и спокойно добираются куда им надо.
Маршруты многих частных автобусов проходят через весь город, и пассажиры четыре-пять раз успевают сменить друг друга. Это очень выгодные маршруты. Социальные же автобусы нередко идут из забытого богом места, и если в час пик люди оттуда на работу, конечно, едут, то днем приходится кататься с двумя-тремя пассажирами. А отказаться от таких маршрутов нельзя, поскольку живущие там, например, бабушки не смогут выбраться в поликлинику, районную администрацию или к нотариусу.
Поэтому была поставлена задача по разработке новой маршрутной сети. Эта разработка не была использована, время ушло, она потеряла актуальность, ведется ее доработка.
Ключевым моментом было сокращение перекрытия пассажирских маршрутов, которое у нас составляет порядка девяти, притом что для эффективной работы оно должно быть не выше трех.
Пассажирам выгодно и удобно иметь много вариантов доехать в определенную точку города без пересадки. Но при этом мы будем иметь выгодные маршруты и маршруты, которые нужно содержать. До настоящего времени сохраняется такой баланс, что Нижегородпассажиравтотранс работает в значительной степени на вторых, а выгодные маршруты обслуживают частники (какой предприниматель согласится взять убыточный маршрут?).
Панов говорил, что хочет выстроить систему, где частные маршруты, сохранив рентабельность, были бы не такими прибыльными, и часть доходов доставалась бы Нижегородпассажиравтотрансу. Но это станет возможно только после того, как будет внедрена новая маршрутная сеть. Какие-то изменения уже внесены, какие-то варианты выносились на обсуждение жителей, но окончательного вида еще нет, хотя первоначально говорилось то ли о конце 2018 года, то ли о конце зимы 2018-19 годов.
Но я думаю, что и этот вариант не будет окончательным, хотя бы ввиду перспективы появления двух станций метро в верхней части города к 2021 году – «Оперный театр» и «Сенная». Это существенно изменит пассажиропотоки, а значит, и транспортная схем должна соответственно подстроиться.
Не внедрен еще на сто процентов и такой важный элемент, как система пересадочных проездных – билетов, которые действуют определенное количество времени независимо от количества пересадок. Это ключевой элемент для реформирования транспортной системы. Если человек может, купив билет, выехать из того же поселка Черепичный к проспекту Гагарина и доехать куда ему надо, возможно, еще раз пересесть, то это пусть и не так удобно в плане пересадок, но, по крайней мере, не бьет по карману.
Когда маршрутки будут работать как субподрядчики Нижегородпассажиравтотранса в единой системе маршрутов, а не как сейчас, когда они получают все преимущества выгодного маршрута, появится возможность и введения единых проездных, и справедливого распределения зарабатываемых денег.
Система не может быстро быть претворена в жизнь. И перед новым руководством Нижегородпассажиравтотранса не стоит задача ликвидировать миллиардную кредиторскую задолженность. От них требуется наладить бесперебойную работу и провести предприятие через время этих серьезных и сложных реформ. А о результате, в том числе финансовом, можно будет говорить, когда новую систему построят.
В свое время мы слышали, что для того, чтобы начать рассчитываться с долгами, надо добиться первичного профицита федерального бюджета. В 1998 году перед дефолтом борьба шла именно за это, Госдума тогда без колебаний принимала разного рода законы о льготах, финансировании того, другого, третьего без оглядки на то, откуда эти деньги возьмутся. И тогда не получалось не только сократить госдолг, но и добиться первичного профицита – расходы превышали доходы.
Деятельность администрации Нижнего Новгорода в сфере реформы пассажирского транспорта направлены на то, чтобы создать условия для первичного профицита этой самой экономической стороны деятельности. Это история не быстрая, не одного года.
Что касается внедрения технологий бережливого производства, анонсированного директором Нижегородпассажиравтотранса Еленой Лекомцевой, то это в любом случае нужно делать, поскольку это повышает экономическую эффективность процессов при любой выбранной схеме организации транспортной системы.
Примерно то же можно сказать и о планах более рационального использования имеющихся у предприятия территорий. Это наследие советского периода – Нижегородпассажиравтотранс имеет большие парки, автобазы и так далее, и если какие-то площади простаивают, то нужно не просто тратить деньги на их охрану, отопление, освещение и так далее, а пускать в оборот.
Но, задачи, стоящие сейчас перед сферой пассажирского транспорта масштабнее и важнее, чем просто достижение финансовых показателей за прошедший год.
