





В Минэкономики не волшебники сидят
Пока совершенно непонятно, что поменялось в результате
реорганизации министерства экономики Нижегородской области в министерство
экономики и конкурентной политики.
Пока можно судить только по названию, в котором появилось антимонопольное
направление, можно сделать вывод, что усиление антимонопольной составляющей и
явилось смыслом текущей реорганизации. Насколько мне известно, еще два-три года
назад выходили федеральные нормативные документы, возлагавшие на субъекты РФ
обязанности по усилению антимонопольного мониторинга регионального рынка.
Видимо, подошли сроки реализации этих поручений.
В то же время вместе со словом «экономика», наверное, остается
и весь блок, связанный с аналитикой и прогнозированием. Насколько хорошо с
этими функциями справлялось прежнее министерство? С учетом той волатильности
рынков и того набора факторов неопределенности, которые присутствуют в
российской экономике, особенно в последнее время, кто-то здравомыслящий вряд ли
станет предъявлять претензии к областному правительству.
Минэкономики при составлении прогнозов работает
в определенном нормативном пространстве. Есть обязательные к выполнению методики,
параметры, коэффициенты, которые спускаются федеральным Минэкономики. Они
накладывают региональную статистику на эти методики и получают собственные
результаты. Если у кого-то есть претензии к этой работе, нужно пояснять –
что именно было сделано не так, как было надо сделать, хотя и мне многие
параметры кажутся сильно сомнительными. Но – в своей работе региональное
министерство обязано руководствоваться параметрами и методиками, которые
разрабатывает федеральное министерство, независимо от того, насколько
далекими от реальности получаются результаты. Если в последнем прогнозе был
заложен показатель в 60 долларов за баррель, то уже в ноябре-декабре это было
под большим сомнением. Но субъекты федерации обязаны принимать предложенный
федерацией подход. Иначе это будет расценено как нарушение бюджетного процесса.
К тому же эти 60 долларов за баррель в нашем прогнозе никак не присутствуют –
только опосредованно, через соотношение разных финансовых параметров.
Многое в прогнозах нашего минэкономики мне кажется
недостоверным, но это не значит, что у меня есть содержательные претензии к областному
правительству. Нужно понимать, кто за что отвечает.
И, конечно же, нельзя ставить в вину министерству несовпадение
прогноза с реально полученными результатами. Если бы планы день в день, копейка
в копейку совпали с фактом, это было бы удивительным. А что за последние годы
сильно отклонилось? По доходам и расходам, на мой взгляд, попадание было просто
на удивление точным. По одному налогу поступило больше, по другому меньше, но
картина в целом позволяет говорить о точном попадании.
Вы можете сделать прогноз стоимости нефти или прогноз
соотношения «рубль-доллар» через полгода, нет? А в Минэкономики – там волшебники,
что ли, сидят? У них какое-то сакральное знание есть? К тому же в прогнозе
социально-экономического развития присутствуют не только реалистический, но
также оптимистический и пессимистический сценарии.
Сравнивать работу любой организации или должностного лица
нельзя только через сравнение результатов с «тем, что мне хочется». Надо
учитывать и возможности. Прошел снегопад, мы все говорим: «Какого черта не
чищены улицы?». То есть огромная разница между этой претензией, если она
высказана через три часа после окончания снегопада, через три дня и через две
недели. Коммунальщики не могут мгновенно убрать весь снег – это не в их силах.
Если же прошло достаточное для выполнения работы время – тогда претензии вполне
обоснованны.
Та и с прогнозами Минэкономики – нужно учитывать, имели ли
чиновники достаточную информацию, чтобы сделать более точный прогноз. У
федерального министерства есть целые институты: ученые, специалисты, аналитики,
а в нашем достаточно компактном министерстве только применяют методики и
алгоритмы, наработанные в Москве. И у него есть существенные ограничения – оно не
может, скажем, прогнозировать поступления по федеральным программам.
Собственные доходы – это да, тут есть возможность посчитать. А сколько придет
денег по линии Дорожного фонда, сколько придет министерству поддержки
предпринимательства, сколько министерству ЖКХ на расселение ветхого фонда – это
зависит уже от деятельности этих подразделений. Требовать от Минэкономики
прогноза по этим статьям и предъявлять потом претензии в принципе некорректно.


