О светописи и стремлении к цвету

Музейный десантРусский музей фотографии получил грант от благотворительного фонда Потанина. Из множества заявок было отобрано четыре – из Костромы, Керченска, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Раздел «Приглашение передвижных выставок и выставок из фондов других музеев». То есть, мы писали заявку, чтобы Московский дом фотографии предоставил нам выставку, это более ста экспонатов, «Первоцвет». Это зарождение цветной фотографии, история ее развития – от начала XIX до начала XX века.

В конкурсе участвовало 90 заявок из большинства регионов, первый тур — 10, второй – четыре.

Выставка «Первоцвет» очень интересная. Мы и сами делали выставку к 155-летию зарождения цветной фотографии из своих фондов. Но у Московского дома фотографии, конечно, фонды значительно шире, и нижегородцам будет интересно увидеть дополненную и расширенную экспозицию. Там будет и Прокудин-Угорский, и Александр Родченко, и Василий Улитин, там будут интересные работы Дмитрия Бальтерманца и Бориса Михайлова.

Наша собственная выставка называлась «Стремление к цвету». Поскольку у нас первых цветных фотографий Прокудина-Угорского нет, только репродукции, чтобы обозначить его как пионера цветной фотографии. А стремление к цвету началось с раскрашенных фотографий Андрея Осиповича Карелина, Максима Петровича Дмитриева. Виды Нижнего Новгорода работы Карелина раскрашивал Шишкин. У Дмитриева очень много раскрасок по снимкам.

Есть раскраски и современных авторов.

Казалось бы, цветная фотография появилась в конце XIX века, а у нас ее не было даже в начале 80-х. Горький был закрытым городом, и она здесь появилась намного позже, чем в Москве и Петербурге, только в 90-х годах стало можно сфотографироваться на цвет.

Поэтому нижегородские фотографы, знаменитый фотоклуб «Волга», раскрашивали или тонировали – было местное тонирование, акцентами. Скажем, Лев Урусов раскрашивал, есть у него такая любопытная работа, золотые рыбки в вазочке. Есть очень красивая раскраска голубого платья у Павла Морозова. Фотографы как-то ухищрялись, применяли разные технологии. Станислав Яворский, Юрий Шпагин…

Сегодня мы наблюдаем обратный процесс – возвращение черно-белой фотографии. Когда человек ест много сладкого, ему рано или поздно захочется соленого. Всегда чего нет, того хочется. Была одна черно-белая фотография – хотелось ярких красок, пытались раскрашивать. Когда появилась черно-белая фотография, все кинулись ею заниматься, но наступило пресыщение, захотелось черно-белой сдержанной строгой графики.

В ближайшее время в РМФ откроется российский фотографический фестиваль «Светопись», причем, тема в этот раз – российские реки. Это в рамках года экологии. Но хотелось бы, чтобы нам присылали не только пейзажи, виды рек, но и людей, города, села, нравы, обычаи, жанровые сценки из быта людей, живущих на берегах Волги. Будет две номинации: «Современные авторы» — это современная фотография последних десяти лет, и еще одна, раньше мы такого не делали, «Старая фотография» — это конец XIX — 1960-е годы. Можно будет прислать электронные копии или же принести фотографии и мы их отсканируем. Самые лучшие работы войдут в экспозицию. Мне кажется, что зрителю будет интересно сравнить современные и старые фотографии в рамках одной выставки.

Поделиться:
Нажимая кнопку комментирования Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
115, за 0,562

Смотреть видео онлайн

Смотреть kino онлайн