Шанцев останется в нижегородской истории

Есть разные мнения по поводу губернаторства Валерия Шанцева, которое продлилось двенадцать лет, но, как мне кажется, он не сделал крупных политических или экономических ошибок. Он развил региональную экономику, региональную промышленность.

Хочу напомнить, что в 2005-ом году, когда Шанцев возглавил Нижегородскую область, бюджет региона составлял порядка десяти миллиардов рублей. Последние несколько лет он находится в районе ста миллиардов – плюс 3-5 миллиарда. Более того, в 2017 году бюджет стал бездефицитным, сбалансированным.

Безусловно, будут нижегородцы помнить губернатора и за его крупные инфраструктурные проекты. Из самых последних – дублер Борского моста, Южный обход. Чуть ранее – метромост, связавший верхнюю и нижнюю часть города. Без него можно было полтора часа ехать (стоять в пробках) в обе стороны, сейчас же шесть с половиной минут идет поезд плюс пять минут ожидания – и ты преодолеваешь расстояние от площади Горького до Московского вокзала.

Не будем забывать и то, что Шанцев достроил Нижегородский цирк, который несколько десятков лет не могли построить.

Шанцев набрал очень сильную управленческую команду, интегрировав в нее разных людей, представителей разных групп интересов – он не стремился к конфликту, к доминированию во что бы то ни стало, был достаточно компромиссным человеком.

Это можно проследить и по судьбе Евгения Борисовича Люлина, который в свое время воспринимался рядом экспертов как чуть ли не противник Шанцева. Роман Антонов, замгубернатора (я сейчас выношу за скобки скандал с вертолетом), первоначально принадлежал к так называемой «группе молодых политиков», которая достаточно жестко противостояла главе региона, но потом стал членом команды Шанцева и, насколько я знаю, достаточно лояльным и успешным.

Экономико-финансовый блок правительства Нижегородской области был и остается очень крепким. За счет этого Шанцеву удалось найти деньги на решение многих социальных проблем.

Безусловно, он простроил отношения с федеральным центром, который инвестировал десятки миллиардов рублей в нижегородскую экономику.

Уход губернаторов не всегда проходит по гладкому сценарию. Иногда глав регионов отправляют в отставку «в связи с утратой доверия», и это ставит крест на их карьере, на дальнейших планах. Да, Шанцеву семьдесят лет и можно вполне заслуженно уйти на покой, но, насколько я понимаю, он на покой не собирается.

Валерий Шанцев сам написал заявление об отставке, и президент принял отставку, одновременно наградив губернатора орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. То есть, все прошло в высшей степени корректно и грамотно, а ведь политика – это в большой степени знаки, символы. Значение имеет не только то, что происходит, но и как происходит.

Да, у Шанцева, наверное, были какие-то недочеты и недостатки. Некоторым не нравится, например, сокращение фельдшерско-акушерских пунктов в районах области, но это не вина Шанцева – не по его инициативе это делалось, такова ситуация в стране и установки Минздрава России.

Можно попенять Шанцеву на тему зачистки политического поля. Хотя в политическом пространстве Нижегородской области присутствуют все – от правых до левых, а то, что Шанцев отдавал предпочтение «Единой России», то это естественно. Он член этой партии, член Высшего совета, серьезный функционер партии федерального уровня – было бы глупо отдавать предпочтение каким-то другим партиям.

Опять же, ситуация в Нижегородской области далеко не взрывоопасная, у каждой группы влияния есть своя поляна, на которой ее представители могут самореализовываться, зарабатывать деньги. Если есть какие-то конфликты и недопонимания, то они проходят без войны, без публичных разборок, без нанесения друг по другу существенных ударов.

То есть, в регионе если не тишь-благодать, то некое водяное перемирие установлено. И дай Бог, чтобы при новом губернаторе это перемирие сохранилось – впереди выборы президента в марте 2018, затем выборы губернатора в сентябре. Вряд ли не только элитам, но и жителям региона нужна какая-то турбулентность, какая-то тряска.

Подводя итог, скажем, что правление губернатора Шанцева – целая эпоха. Она ушла – к чьей-то радости, к чьему-то сожалению. Но Шанцев остался в нашей нижегородской истории в одном ряду с наиболее выдающимися руководителями области и даже губернии XIX и XX веков.

Валерий Павлинович сообщил, что ему уже поступило несколько предложений, в том числе стать членом Совета Федерации от Нижегородской области. Какое он примет решение – вопрос. В принципе, он уже сделал достаточно много, чтобы иметь право спокойно уйти на заслуженный отдых, условно говоря, сидеть на даче под теплым пледом и пить чай с душистым медом, наслаждаясь природой. Захочет он этого или нет – посмотрим. Если бы он представлял наш регион в Совете Федерации, хуже бы нижегородцам от этого точно бы не было. Вряд ли он будет ставить палки в колеса области, которой он отдал двенадцать лет своей жизни, – из серии «не доставайся же ты никому!».

Если Шанцев и не превратился в нижегородца, то Нижегородская область стала для него очень близкой, родной, понятной, знакомой – и я не думаю, что отношение это изменится. Возможно, останутся у него здесь и какие-то интересы, какие-то проекты. Продолжать сотрудничество с регионом он может и как сенатор, и как топ-менеджер госкомпании.

Поделиться:
Нажимая кнопку комментирования Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
109, за 0,663

Смотреть онлайн бесплатно

Смотреть kino онлайн