Агентство Политических Новостей — Нижний Новгород

Строить метро нужно не в ущерб культурному наследию

С точки зрения обеспечения городской коммуникации стоило бы продолжить сормовскую ветку Нижегородского метрополитена. Потому что огромное количество людей ездит каждый день на общественном транспорте в центр города именно из спальных микрорайонов Сормова.

Но раз уж принято решение строить ветку метро до площади Сенной, то властям Нижнего Новгорода необходимо обратить особое внимание на все объекты культурного наследия, которые могут быть затронуты строительством. В том числе парк Кулибина, который является Петропавловским кладбищем. Сквер на площади Свободы и Нижегородский острог это тоже объекты культурного наследия, и им должно быть обеспечено сохранение.

Плюс к тому градозащитники очень переживают за историческую застройку на площади Сенной – она не должна пойти под снос. Здесь существует спорная ситуация, связанная с тем, что есть мнение о необходимости сноса исторической застройки по Большой Печерской, но мы считаем, что строительство метро – не основание для уничтожения этой части наследия Нижнего Новгорода. Надо находить такие решения, при которых эта застройка не пострадает.

Да, без котлованов не обойдется. Но нельзя же рыть метро через городское Петропавловское кладбище! Меня такая перспектива очень беспокоит. Хотя и говорят, что прокладка будет вестись неглубоким заложением, порядка десяти метров, что вроде бы исключает повреждение слоя с захоронениями, но за работами необходимо обеспечить тщательный контроль.

То же касается сквера 1905-го года и находящегося рядом острога и территории площади Сенной, рядом с которой расположены два объекта культурного наследия – дом Чардымова и дом Башкирова, а также их историческое окружение. Поэтому властям нужно очень серьезно прорабатывать проект, чтобы метро не нанесло ущерба историческому облику города и объектам ОКН.

Механизм для этого существует – в статье 36 Федерального закона №73 есть раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия при строительной деятельности. Разработчики проекта обязаны будут сделать раздел об обеспечении сохранности ОКН.

Мимо нас это решение не пройдет, мы уже сейчас внимательно следим за ходом подготовки к строительству и активно обсуждаем этот вопрос с городскими властями. Новая команда, управляющая городом, очень серьезно прислушивается к мнению градозащитников. За последний год не было ни одного случая, чтобы решения с нами не согласовывались и не был найден какой-то компромисс.

Снесены были только те дома, на снос которых дали согласие историко-культурные эксперты и градозащитники. Ситуация за год поменялась кардинально.

В случае с метро также ведутся переговоры, мы ищем компромиссное решение. Думаю, здесь не произойдет ничего похожего на ситуацию в Боровске, где под нож экскаватора в рамках ликвидации ветхого фонда пустили восемнадцать исторических домов и планомерно сносят их уже третий день подряд. Исторического Боровска может просто не остаться.

Слава Богу, у нижегородских властей хватило ума не поступить с нашим наследием деревянного зодчества так же, вместо этого здания законсервированы и постепенно наполняются новыми функциями. Если расселенные и законсервированные дома попадут в зону строительства метро, думаю, найдутся варианты, чтобы они не были затронуты при строительстве выходов.