12-10-2005 Просмотров: 34 apn

СПРАВКА: Из истории возникновения театра и отношения к нему христианской Церкви

Как известно, театр – древнегреческое изобретение. Славянский перевод слова θέατρον от глагола θεάω, смотрю – «позорище». Соответственно, в славянском и актеры именуются словом «позорищный».

В Древней Греции трагический театр был сакрально-религиозным мероприятием. Участие в хорегии (оплате трагического хора) было религиозным долгом вроде десятины у христиан. В эллинистическое время и в Риме театр больше стал комическим, народным действием, нередко весьма непристойным по характеру, что и обусловило отрицательное отношение к нему отцов и учителей христианства. Надо, кроме того, учитывать, что в Византии христианство полностью изменило представления о зрелищности, которая вся была передана дворцовому церемониалу и церковной литургии (само слово это было взято из древнеаттического обихода, в котором хорегия тоже была одной из таких «литургий», повинностей). Театр превратился в народный «вертеп», игру мимов и проч. Для многих церковных писателей не было особой разницы между театром, ипподромом, звериными играми и другими недуховными развлечениями, нежелательными для христианина.

Уже Трулльский Собор в 51-ом правиле «совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго». А в 66-ом запрещается «конское ристание, или иное народное зрелище» в дни Пасхи и послепасхальные дни. В 71-ом правиле театр приравнивается к «эллинским обыкновениям». Христиане не должны быть «водимы на зрелища, или совершать так именуемые килистры, или одеваться в одежды, не находящиеся в общем употреблении, ни в то время, когда начинают учения, ни тогда, когда оное оканчивают, ни вообще в продолжении онаго. Если же кто отныне дерзнет сие делать: да будет отлучен».

Другие правила, содержащиеся в Кормчей, говорят о необходимости всемерного ограждения христиан от любых зрелищ. «Детям священников не представлять мирских зрелищ и не смотреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления». (1 Карфаг. 18 ). Это значит, что за лицезрения этих позорищ христианину грозила анафема.

Жесткое отношение было и к актерам, их почитали за нечистых людей и хоронили за оградой кладбищ. Впрочем, и для них был открыт путь покаяния: «позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения» (1 Карфаг. 55).

Особенно строго запрещены все театральные и иные развлекательные зрелища в вечер субботы и в воскресение: «Подобает просить также и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный и в прочие светлые дни христианской веры, тем более что в продолжение восьми дней святой Пасхи народ более собирается на конеристалище, нежели в церковь» (1 Карфаг. 72).

Матфей Правильник (Властарь) в главе 1-й своей «Синтагмы» пишет: «А 54-е правило Лаодикийского собора посвященным или клирикам, угощаемым на браках или на других праздниках, повелевает, чтобы они отнюдь не вращались и не внимали обыкновенно бывающим при этих случаях смешным зрелищам, но удалялись прежде, чем войти (туда) позорищным». Обобщая правила церковные, Матфей пишет, что «посвященным и монахам нельзя ходить на конские ристалища и присутствовать на позорищных играх, а обличенных в сем (в посещении оныхприм.) надо или убеждать перестать или упорствующих извергать.

Матфей сообразуясь с духом предания святоцерковного, предлагает «позорище совершенно упразднить». Он пишет, что «строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили нераспущенно и допускали не то, что расслабляет настроение души, но что прилично святым».

Особо порицаются т. н. «смехотворцы», то есть комики. Ведь «сцена есть притворное лицемерие; поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими».

Любое лицедейство противно православному христианству. Каноны, запрещая пляски на сцене мужчин и женщин, «бесстыдно вертящихся и бесчинствующих и вызывающих зрителей к невоздержанию, а также удары по щекам и шум, тех, которые предаются чему-нибудь из сего» подвергают – клириков извержению, а мирян отлучению.

Итак, обобщая можно сказать, что отношение православного христианства, выраженное в сочинениях Отцов Церкви и каноническом установлении – крайне отрицательное. Театры приравниваются к развратным действам в силу своего развлекательного характера.

Новое время узнало еще один феномен, неизвестный византийскому праву – высокий, гражданский и «академический» (драматический) театр. Это явление более духовно здоровое. Можно вспомнить, что и Отцы Церкви нередко цитировали греческих трагиков и относились к высокой драме положительно. Исходя из этого, можно сформулировать следующую поправку: осуждая совершенно все развлекательные и комические зрелища (спектакли, варьете, кабаре, эстраду, комедию), Церковь все же делает некоторое исключение для драмы, сатиры и трагедии. Лицезрение таковых может способствовать душевной трезвости и духовному росту, будучи сравнимым с чтением даже и нехристианской художественной литературы, которое, по слову Василия Великого, пользует и христианином, будучи употреблено с разумностию и рассуждением.

Поделиться:
Нажимая кнопку комментирования Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
61, за 0,319