




Анти-Мединский
Александр
Никонов «За фасадом империи. Краткий курс отечественной
мифологии», Питер, Энас, 2012
Раньше я почти не
читал Александра Никонова, но при этом его не любил. Видел пару раз
по телевизору, мне случайно попадались какие-то из его текстов…
Этого хватало, чтобы вызвать у меня отторжение. Правый либерал,
атеист, рационалист, очень напористый во всех этих ипостасях. Я
воспринимал Никонова как проводника практицизма, прагматизма и в
конечном итоге цинизма, «религии желудка», врага всего
небанального, возвышенного и романтического.
Но шло время,
менялась ситуация в стране и мире, менялись мои взгляды. И теперь
эпатажный публицист-либертарианец начал видеться в другом, гораздо
более привлекательном свете.
Нет, правым
экономическим либералом я не стал. Но в условиях глобального тренда
на «религиозное возрождение», затронувшего и Россию, в
которой одновременно происходит нагнетание державного
ура-патриотизма, теорий «осажденной крепости», «особого
пути», а также «духовности», обращение Никонова к
здравому смыслу, к рационализму, коренящемуся в идеалах Просвещения,
ценностям индивидуальной свободы стало вызывать все больше
сочувствия. И сподвигло на то, чтобы прочитать наконец одну из книг
скандально известного ниспровергателя догм. Я об этом не пожалел.
Выяснилось, что
бойкий и дерзкий журналист отлично пишет. Приводит массу интересных
фактов, рассматривает явления и события с разных сторон, оперативно
меняет при этом угол обзора. Скажем, глава о битве на Куликовом поле
и вообще о тогдашних коллизиях между Дмитрием Донским, Тахтомышем,
Мамаем и прочими «игроками» того периода написана как
своего рода детективное расследование исторических событий в попытках
выяснить, что же на самом деле произошло и почему, пусть автору и
приходится оперировать только косвенными уликами.
Легкая и, вопреки
моим негативным ожиданиям, совсем не вульгарная ирония.
Здравый рационализм
и освежающий скептицизм в оценках мотиваций исторических сил и
деятелей. Такая книга и в самом деле позволит читателю взглянуть на
многие известные и вроде бы раз и навсегда оцененные факты и
представления совершенно по-новому.
Даже
в жанре ревизионизма Александр Никонов оказывается более
изобретательным и нетривиальным,
чем другие «номинанты». И если, скажем, развенчание
героического ореола Александра Невского среди людей, знакомых с
историей и независимо мыслящих, уже стало чуть ли не общим местом, то
критический и скептический подход к Дмитрию Донскому, проявляемый
этим автором, — случай более редкий. А вот в своей апологии
Новгородской республики радикальный либерал Никонов опять звучит
абсолютно в унисон с национал-демократами
Широпаева.
Начинает автор с
извечного российского угрюмства, подавленности и взаимной
озлобленности. Продолжает темой тяжелых климатических условий. Без
последнего не обходится ни один искатель ответа на вопрос, отчего же
в России все так не слава богу.
Как и другие,
Никонов выводит многие российские порядки и привычки во
взаимоотношениях власти и населения из пришлого, чуждого,
оккупационного характера происхождения здешней государственности. Вот
только, согласно «За фасадом», это началось не с
татаро-монголов, а еще с варягов.
Петр I, СССР…
Независимый взгляд автора не щадит никого и ничего. Когда он начинает
громить особенно сильно нелюбимый им советский патриотический миф,
соглашаться с ним тянет уже куда меньше. Но хотя среди тезисов
Никонова много спорных, в то же время среди них практически нет
пустых, таких, от которых можно с легкостью отмахнуться. Редко какая
художественная литература читается с таким увлечением, как
никоновский нон-фикшн.
Никонов
— это Мединский наоборот. Оба заняты развенчанием «мифов о
России». Только если графоман и нынешний министр культуры
развенчивал мифы негативные, «русофобские», то Александр
Никонов бьет своим острым пером по мифам комплиментарным,
патриотическим. И в том, и в другом случае автор занимается
ревизионизмом и пересмотром устоявшихся стереотипов, делая это в
популярной форме. Признаюсь, я не читал сочинений Мединского. Но
сильно удивился бы, если бы они оказались хотя бы не хуже текстов его
антипода.
Самый разнообразный
ревизионизм вообще набирает сейчас популярность. И хотя, как всякий
«тренд», это прилив переоценок и новых интерпретаций
выносит на медиаберег много всякого мусора, «трэша», в
целом я склонен расценивать его как положительный симптом. Это
проявление свободомыслия, независимости суждений в соединении с
недоверием и скепсисом по отношению к затверженным шаблонам и
«официальным версиям» в самом широком смысле этого понятия.
А продукция Александра Никонова и вовсе настоящий луч света и глоток
свежего воздуха посреди нарастающего «возрождения исконной
духовности». Или как они это там называют?
Оригинал
этого материала опубликован на сайте «Каспаров.Ру».
